· Обучающие: закреплять знания детей о зиме через знакомство со снегом, снежинками, льдом (2); формировать представления о природном материале (снег, лёд) и его свойствах (1); обогащать словарный запас – подбирать слова обозначающие признаки предметов.
· Развивающие: формировать умение соотносить знаковые символы с образами (3); развивать наблюдательность, внимание и зрительную память.
· Воспитывающие: воспитывать интерес к природе; воспитывать желание заботиться о своём здоровье (подвести к пониманию, что снег есть опасно для здоровья, можно заболеть).
Посмотреть на Яндекс.Фотках
u Наблюдения в природе;
u Рассматривание и обсуждение иллюстраций, сюжетных картинок, символов по теме «Зима».
u Чтение стихов, потешек, сказок про зиму;
u Дидактические игры «Времена года», «Когда это бывает?».
Материал: игрушечный котёнок, иллюстрации о зиме, магнитная доска с символами (снег, лёд, снежинки и их характеристики), миски с настоящим снегом и льдом, бумажные снежинки.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
ХОД.
Пальчиковая гимнастика «Снежок».
Раз, два, три, четыре,
(загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок лепили.
(«лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(показывают круг, сжимают ладони вместе,
гладят одной ладонью другую)
И совсем - совсем не сладкий. (грозят пальчиком)
Раз – подбросим. (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)
Два – поймаем. (приседают, ловят воображаемых снежок)
Три – уроним. (встают, роняют воображаемый снежок)
И…сломаем. (топают)
Сюрпризный момент. Загадка.
Усатенькая, мохнатенькая,
На лапках цап-царапки,
Молоко пьёт,
«Мяу-мяу» поёт.
Появление котёнка, которого зовут Пушок.
Рассказ о Пушке: котёнок утром вышел на улицу и наступил на что-то белое и холодное.
Вопросы:
- На что наступил Пушок? (снег)
- Какое сейчас время года, почему на улице снег? (зима)
Пушок загадывает загадку.
С неба падают зимой
И кружатся над землёй
Лёгкие пушинки,
Белые…(снежинки)
Пушок не знает что такое снег и снежинки, лёд. Предлагаем детям рассказать (используем символы, показываем настоящий снег, лёд )
Вопросы:
- Какой снег? (даём потрогать) ( белый, холодный, пушистый)
- А на что похож снег? (мука, сахар…)
- Из чего состоит снег? (из снежинок)
- Расскажите, какая снежинка? (белая, холодная, лёгкая) (показываем бумажную снежинку)
- Что снежинки умеют делать? (летать, кружиться, падать)
- Что зимой на реках появляется? Когда лужи замерзают, что на них появляется? (лёд)
- А какой лёд? (показываем, даём потрогать) (прозрачный, холодный, твёрдый)
- А когда с неба падает снег, как это называется? (снегопад)
- А если на земле много снега, это как называется (сугробы)
Физкультминутка. (проводят приглашенные родители)
Игра «Идём по глубокому снегу» (идут с трудом, лепят снежки, бросают друг в друга, едут на лыжах…)
Пока отвечали на вопросы, играли, снег растаял, показываем, что вода стала грязная.
Вопросы:
-Почему снег растаял? (в группе тепло)
- Что появилось вместо снега? (вода)
- Какая вода? (грязная, с мусором)
- Можно ли есть снег? Почему? (он грязный, можно заболеть)
Чтение стихотворения.
Ворона снег поела
И ангиной заболела.
Хочет крикнуть, да не как.
Снег не надо есть – вот так!
Вопросы:
- Если на улице выпало много, много снега, то на улице будет тепло или холодно? (холодно)
-Почему холодно? Потому что снег какой? (потому что снег холодный)
-Так почему же зима холодная? (Зима холодная, потому что на улице много снега) Проговариваем вместе.
Но несмотря на то, что холодно мы одеваемся и идём играть на улицу.
И мы с вами поиграем.
Работа в подгруппах. Одна подгруппа дифференцирует летнюю и зимнюю одежду, другая зимние и летние развлечения.
Сюрпризный момент.
Пушок дарит детям бумажные снежинки. Играют с ними.
Во второй половине дня делаем коллективное панно «Такие разные снежинки».