Учимся-«мучимся»
Ответ на этот вопрос также зависит от многих факторов. Настаивают ли родители на вашем вмешательстве в учебный процесс? Просит ли сам ребенок о помощи (или он отлично учится и крайне болезненно относится к тому, что кто-то приближается к его тетрадкам и учебникам)? Наконец, имеете ли вы возможность помочь старшекласснику… скажем, решить задачу по алгебре или перевести текст с английского языка (во-первых, достаточно ли у вас для этого знаний, во-вторых - времени, «львиную долю» которого могут забирать младшие дети и хозяйство)?
Повторюсь: главное – искренний интерес к ребенку и желание прийти на помощь. В любом случае, не будет ничего дурного, если поинтересуетесь у пришедшего из школы подростка его учебными делами. Невзначай спросите, не нужна ли ему помощь. Расскажите о своих школьных годах и о предметах, которые вам хорошо давались (не давались) в школе – скорее всего, ребенок отплатит вам откровенностью за откровенность и расскажет о собственных успехах и трудностях.
Предположим, ребенок говорит, что ему не дается тот или иной предмет. Если вы имеете возможность ему помочь – помогайте. А если нет? Посоветуйтесь с родителями – что думают они по данному вопросу? Может быть, кто-то из них позанимается с подростком – или они предпочтут нанять репетитора? Так или иначе, Вы можете подойти к учителю и посоветоваться с ним: во многих школах сейчас проводятся дополнительные занятия (бесплатные или за символическую сумму) – сообщите родителям и подопечному о возможности решения проблемы таким образом.
Нужно ли проверять тетрадки с домашним заданием, выслушивать заданные на дом параграфы по истории и географии, отрабатывать произношение английских слов – это уже каждая семья решает по-своему. В любом случае, постарайтесь сделать ваше общение максимально комфортным и дружеским: подростки крайне не любят, когда на них «давят».
Пути к сердцу подростка
Представьте себя в пятнадцать лет. Вы выходите во двор и сообщаете друзьям, что у вас есть няня. Представили? Вот то-то и оно – возможно, вам и вашему подопечному также придется пойти на хитрости. Обманывать вовсе не обязательно. Скажем, если в семье есть младший ребенок, подросток сможет спокойно представлять вас как няню младшего брата (сестры). Или помощницей по хозяйству – ничего обидного в этом нет (постарайтесь понять ребенка!).
А вот как быть, если вам постоянно приходится заходить в школу и общаться с учителями? Посоветуйтесь с подростком, с его родителями – и совместно придумайте «план действий»! Возможно, вы будете представляться родственницей (тетей или бабушкой), приехавшей погостить на долгое время. Главное – не комплексовать! И, конечно, ваша задумка должна быть согласована с подростком и его родителями.
Запомните: никакой показной нарочитости в ваших действиях быть не должно. Девиз: искренность и дружелюбие – старайтесь следовать ему, общаясь с друзьями подростка. Не будет ничего плохого, если вы расспросите подростка о том, с кем он дружит или пригласите забежавшего случайно в дом одноклассника выпить чаю: во-первых, гостеприимство – вообще прекрасная вещь, во-вторых, это еще и прекрасный способ узнать своего подопечного с неожиданной стороны. За чаем, как известно, люди раскрепощаются – и беседа получается теплой и искренней.
Допустим, семья просит встречать подростка возле подъезда. Это понятно: с детьми такого возраста несчастные случаи происходят, как правило, не на улице, а как раз в подъездах, лифтах, на этаже, в пустой квартире, куда преступник заходит вслед за ребенком. При этом вы знаете, что рядом с вашим подопечным будут его друзья, а он очень стесняется – нет, не вас лично – а того, что его, такого взрослого, выходят встречать.
Не делайте из этого трагедии – всегда можно договориться с ребенком, что вы, скажем, будете ожидать его не возле подъезда, а внутри – подросток будет очень благодарен вам за понимание и тактичность.
А если кто-то из друзей вашего подопечного вам активно не нравится – более того, вы опасаетесь дурного влияния со стороны «закадычного друга» или «подруги»? Не стоит сразу учинять «допрос с пристрастием», выпытывая чем именно этот мальчик или девочка так импонируют вашему подростку, и пытаться изо всех сил «пролить свет» на негативные стороны характера не нравящегося вам друга или подруги. Помедлите немного, присмотритесь еще раз: а вдруг вы ошибаетесь? Невзначай спросите об этом друге у родителей ребенка – что думают они. В любом случае, постарайтесь собрать максимум информации - и только потом уже действовать.