В конце декабря московские инвалиды внезапно остались без услуг социального такси. Эта служба работала далеко не идеально, но, тем не менее, была для многих сотен ограниченных в возможностях москвичей единственным способом передвижения по городу. В ней нуждались как инвалиды на колясках, так и слепые люди. Вне зависимости от модели кресла-коляски, будь то FS123GS или Kuschall Ultra Light, человек мог свободно разместиться при помощи специального подъемника. С января 2014 года социальное такси возит только в лечебные учреждения.
Новогодний «сюрприз» для инвалидов
С 2009 года столичных инвалидов перевозила Московская служба «Социальное такси», осуществляющая свою деятельность на базе ГУП «Мосгортранс». Ее работа была далека от совершенства, но с сентября 2013 года проблемы нарастали, как снежный ком.
Такси работало по талонам. Эти талоны нужно было покупать на свои деньги, час поездки по городу обходился инвалиду I группы в 210 рублей. Для сравнения – час поездки по Москве на обычном такси стоит в среднем 700 рублей. Для того, чтобы получить талон, инвалид должен был лично явиться в офис «Всероссийского общества инвалидов» на улице Бахрушина или прислать туда своего представителя с пакетом документов. Периодически с талонами бывали перебои, например, в сентябре их не было вовсе.
Но главная проблема состояла в том, что талоны нужно было покупать заранее, то есть каждую свою поездку инвалид должен был планировать за месяц. Тем, кто ездил на работу и возил детей в школу, ездил в реабилитационные центры, приходилось каждый месяц отстаивать очередь, чтобы купить новую порцию талонов. Максимум, что можно было сделать для облегчения жизни – закупить талоны на три месяца, именно таков был максимальный срок годности, но на «оптовые закупки» не у всех были деньги.
Такие условия и для обычного человека трудно соблюсти, а для инвалида, для которого соцтакси – единственный способ передвижения, подобный порядок обслуживания можно назвать издевательством. Напомним, что речь идет об опорниках, колясочниках, слепых, инвалидах с ментальными нарушениями и детях-инвалидах.
Осенью 2013 года соцтакси резко ограничило количество заказов, была прекращена продажа талонов инвалидам третьей и второй групп. 27 декабря диспетчер сообщил клиентам о том, что с января 2014 года московское социальное такси принимает только заказы на поездки в медицинские учреждения (больницы, поликлиники и т.д.) и обратно. Кроме того, без объяснения причин сняты все имеющиеся у инвалидов заказы на январь.
Инвалиды – народ терпеливый
Внезапные изменения работы социального такси затронули многих людей. Дети остались без праздников, взрослые – без работы.
Никита Александровский, инвалид, член инициативной группы:
«Я – инвалид первой группы (незрячий), жена моя тоже незрячая. Мы пользуемся социальным такси, жена добиралась с его помощью на работу. Так делают многие инвалиды. Для инвалида I группы талон стоил 210 рублей за час. Мы их покупали. Моей жене поездки на работу стоили примерно 10 000 в месяц. Это был самый дешевый из возможных вариантов. Обычное такси инвалидам не по карману. Работой Катя очень дорожит. Дело не столько в заработке, сколько в ощущении востребованности, контакта с социумом, который дает работа. Теперь моя жена этого лишена.
Слепому человеку ездить в Москве на общественном транспорте невозможно. Ни метро, ни улицы у нас к этому не приспособлены. Стоит выйти из подъезда, чувствуешь себя абсолютно беспомощным. Моя жена – делопроизводитель, занимается обработкой почты, подготовкой документов. Зрение она потеряла 8 лет назад, но работает в той же организации, что и до потери зрения. Ее там оставили, потому что она справляется со своими функциями, ей помогают говорящие программы в компьютере.
9 и 10 января жену провожала на работу моя мама, но делать это постоянно она не сможет, в ее возрасте тяжело ездить в метро с пересадками.
После отмены талонов на январь я обзвонил более 100 семей, пользующихся услугами соцтакси. Сделал это просто от отчаяния, накипело. Я никогда не жаловался, и с этой проблемой, наверное, смирился бы, но слезы жены перенести не смог. Понял, что надо что-то делать. Поговорив с постоянными клиентами соцтакси, я узнал, что новогодних праздников ни у кого из этих инвалидов не было. Некоторые успели до 27 декабря куда-то уехать в расчете на то, что их встретит заранее заказанное соцтакси, «сюрприз» их ждал уже по прибытии.
Изменения в работе соцтакси лишили нас работы и учебы. Мы не знаем, что делать дальше, не можем планировать свою жизнь. Многие дети сейчас не ездят в школы. Некоторые инвалиды взяли отпуск до февраля, кто-то взял отгул или больничный.
В социальном такси ситуацию никак не комментируют, дозвониться туда невозможно. Сейчас инициативная группа московских инвалидов стучится во все двери».