1 января этого года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, квоты для людей с ограниченными возможностями будут распространяться лишь на те виды работ, которые не признаны вредными. Правда, пока непонятно, кому больше выгодны эти изменения: соискателям, имеющим проблемы со здоровьем, или работодателям.
Работа не для вредных
В конце декабря 2013 года Государственная дума РФ утвердила большой пакет изменений в отдельные законодательные акты, в числе которых оказался и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (№ 181-ФЗ). В частности, в ст. 21 был добавлен новый пункт:
«При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда».
Так, с 1 января этого года квоты для людей с ограниченными возможностями будут распространяться лишь на те виды работ, которые не признаны вредными. Допустим, есть предприятие, в котором имеется 1000 рабочих мест, причем условия труда на 200 из них признаны вредными или опасными. В данном регионе установлена максимальная квота для людей с проблемами со здоровьем — на крупных предприятиях их должно быть не меньше 4%. До вступления нового закона в силу предприятие было обязано взять на работу не менее 4% людей с ограниченными возможностями от всей численности штата, то есть 40 человек. Однако с 1 января эти же самые 4% будут рассчитываться не из тысячи человек, а из 800, чей труд был признан безопасным и безвредным. В результате мы имеем уже меньшую цифру — 32 человека.
Получается, что последние изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» идут на руку работодателям, но не упрощают процесс трудоустройства людей с ограниченными возможностями.
Что хочу, то ворочу
За последние полгода внимание властей к людям с ограниченными возможностями значительно усилилось. Напомним, что прошлым летом законодатели уже вносили поправки в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и в результате трудоустраивать социально незащищенные слои населения обязали малый бизнес. Так, для предприятий с численностью от 35 до 100 человек была установлена квота в размере не выше 3% от среднесписочной численности работников.
Кроме того, были увеличены штрафы за несоблюдение квот на предприятиях: со смешных 3 тыс. рублей до чуть менее смешных 5-10 тыс. рублей.
Однако законодательная палка всегда имеет два конца. В данном случае один конец — это усиление мер по соблюдению квот для работников с ограниченными возможностями, а другой — гибкость самого законодательства. Дело в том, что данный закон определяет лишь рамки квот — от 2 до 4%, однако конкретные условия трудоустройства людей с ограниченными возможностями каждый регион России устанавливает самостоятельно. Например, московские работодатели при наборе персонала руководствуются законом г. Москвы № 90 от 22.12.2004 и по-прежнему имеют квоту 2/2: 2% рабочих мест выделяется людям с ограниченными возможностями, 2% — молодым специалистам. Кроме того, малый бизнес столицы (компании от 35 до 100 человек) также избавлен от квот, ведь в ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» четко сказано, что квота для таких компаний может устанавливаться. А может и не устанавливаться.
Аналогичная ситуация происходит и сейчас: большинство московских и региональных работодателей с 1 января 2014 года не почувствовали перемен, ведь локальные нормативные документы не претерпели никаких изменений.
Неизменность обстоятельств
Возможно, именно по причине большой вариативности в российском законодательстве возникла странная ситуация: изменения в законе есть, а изменений в ситуации — нет. Трудоустройство людей с ограниченными возможностями по-прежнему является сложным и спорным вопросом, причем как для кандидатов, так и для компаний.