Как воспитывались царские сыновья
Царевича воспитывали так, чтобы он осознавал свою ответственность перед государством, чтобы был готов к всевозможным преобразованиям — широко мыслил. Последний Российский Император Николай II был человеком очень образованным, ответственным, в высшей степени сознательным. Вообще, весь XIX век в сознание наследника престола прежде всего закладывалась мысль о его ответственности: он человек, который должен отвечать за все.
У Николая I было много детей, и он стремился прививать детям чувство ответственности, пресекал снобизм (снобизм - заносчивое поведение человека, уверенного в своем превосходстве) и в первую очередь боролся с ленью. Трудолюбие считалось основным достоинством царского ребенка. Николай I всегда лично вмешивался в воспитание детей, если те проявляли плохие, с его точки зрения, качества. Особенно он настаивал на скромности поведения. Он внушал детям, что только большим трудолюбием и преданностью делу можно искупить "грех" своего рождения в царской семье, так как само по себе высокое происхождение, по его мнению, не достоинство, а, скорее, недостаток. Ведь такой человек играет особую роль. Поэтому ребенок должен понимать свою исключительность и вместе с тем быть скромным.
Осознание своей высокой миссии, и, главное, отсутствие снобизма, которое в царских детях культивировался с первых дней. Царский ребенок был очень просто одет, его не баловали и не "перегружали" излишним вниманием. Ему воздавали почести исключительно как члену царской семьи, не более. Как личность наследник ограждался от почестей, чтобы у него не развивалось тщеславие.
Послереволюционные годы заставили представителей царской фамилии, причем разного возраста, столкнуться с серьезными испытаниями, изгнанием, лишениями. И выяснилось, что полученное ими образование позволило им найти себе место в новой жизни. Материал, заложенный в них с детства воспитанием и образованием, дал многим великим князьям шанс сохранить себя в жизни.
В 7 часов утра дети – сыновья Александра II (Николай – семь лет, Александр – пятый год, Владимир – четвертый год) вставали и, помолясь Богу, шли здороваться к отцу. Потом они играли в парке, где, как правило, встречали Николая I, совершавшего свою обычную утреннюю прогулку. Дети выстраивались перед дедушкой «во фронт», снимали фуражки и получали от него по поцелую.
В 9 часов пробуждалась цесаревна Мария Александровна. Дети шли здороваться к матери. После этого начинались «уроки». Первыми уроками детей стала строевая подготовка (маршировка и ружейные приемы). Этот урок был ежедневным и занимал около часа. После чего дети завтракали.
В 11 часов цесаревна Мария Александровна отводила детей (из Зубовского флигеля Большого Екатерининского дворца) в Александровский дворец здороваться с бабушкой, императрицей Александрой Федоровной. Потом возобновлялись «уроки». Генерал Зиновьев проводил занятия по артиллерийской стрельбе (2 раза в неделю) или дети занимались гимнастикой на сетке-батуте (два дня в неделю). Остальные дни в это время дети гуляли.
С 12 до 14 часов воспитательница Скрыпицына учила старших мальчиков читать и писать.
В 14 часов мальчики обедали. После обеда вновь гуляли. Во время этих прогулок их обучали началам верховой езды на маленьких лошадях.
В 16 часов дети пили чай. После чаепития дважды в неделю брали уроки танцев и дважды проводились занятия со Скрыпицыной. В другие дни в это время они пускали змея, играли в кегли или катались в лодке по озеру. Если погода была плохой, то мальчики дома играли друг с другом в шашки, в лото или другую игру, очень ими любимую, которая называлась «Храм счастья».
В 19 часов мальчики шли к матери и «проводили у нее целый час».
В 20 часов после благословения родителей дети отправлялись спать.
Рассматривая это расписание, следует отметить следующее. Во-первых, дети рано ложились (21 час) и рано вставали (в 7 часов), следовательно, на сон отводилось 9—10 часов. Во-вторых, дети весь день были заняты и их ни на минуту не выпускали из поля зрения дежурные воспитатели. В-третьих, военизированные уроки детей начались одновременно с обучением их грамоте и письму.
Что менялось в жизни царевича, когда ему исполнялось 7 лет?
Для мальчиков семилетний возраст был рубежным. После дня рождения они окончательно переходили в мужские руки и, кроме этого, происходило еще много сопутствующих изменений:
– в этот день царевича производили в первый офицерский чин и начиналась его «действительная» военная служба;
– отделяли от братьев и помещали в Собственные комнаты;
– мальчик окончательно переходил в руки военных воспитателей;
– умываться и одеваться он должен был сам, без прислуги;
– русскую рубашку заменила гусарская куртка;
– теперь на придворных церемониях он появлялся в качестве офицера.