Так что же является альтернативой? Все зависит от ситуации, но чтобы мы не решили сказать взамен, необходимо предложить что-то связанное с настоящей привязанностью и любовью, именно для ребенка, чем для его дел. Когда безусловная поддержка войдет в нашу жизнь, без "Молодец!" уже можно будет обойтись; а когда её еще нет, "Молодец!" помочь и не сможет.
Если мы рассчитываем с помощью похвалы за хороший поступок, сделать так, чтобы ребенок перестал вести себя плохо, то мы должны понимать, что вряд ли это будет работать долго. И даже если это сработает, мы реально не сможем определить: это ребенок сейчас "управляет собой", или было бы точнее сказать, что это похвала управляет его поведением.
Альтернатива этому - занятия с ребенком , выяснение возможных причин такого поведения. Возможно нам придется пересмотреть собственные требования, а не просто найти способ, как заставить детей слушаться. (Вместо использования слова "Молодец!", которое заставит четырехлетку сидеть тихо на протяжении всего занятия или семейного ужина, возможно следовало бы спросить себя: разумно ли ожидать такого поведения от ребенка).
Также нам нужно, чтобы дети участвовали в принятии решений. Если ребенок делает что-то, что мешает остальным, то нужно сесть рядом с ним и спросить: "Как ты думаешь, сможем ли мы найти выход из этой сложной ситуации ?". Вероятно, это будет гораздо эффективнее угроз или взяток. Этот способ также поможет ребенку научиться справляться с проблемами и покажет ему, как нам важны его мысли и чувства. Конечно, этот процесс требует времени, таланта и мужества. Когда ребенок ведет себя, согласно нашим ожиданиям, мы бросаем ему: "Молодец!". И оно не содержит ничего, что помогло бы объяснить причину того, что "делай, чтобы" гораздо более популярная стратегия, чем "поработай над".
И что же мы можем сказать ребенку, когда он сделает что-то действительно впечатляющее?
Рассмотрим три возможных варианта:
1. Мы не скажем ничего.
Некоторые считают, что хорошее поведение обязательно должно быть "подкреплено", потому что в глубине души они верят, что это могло быть просто удачным стечением обстоятельств. Если в детях изначально заложено зло, тогда да, чтобы стать хорошими, они нуждаются в искусственной причине (а именно, получая словесное вознаграждение). Но если этот цинизм не обоснован, (а многие исследования показывают, что это так), то похвала не так уж и необходима.
2. Скажите, что вы видите. Простое, безоценочное высказывание ("Ты сам надел ботинок" или даже "Ты сделал это") покажут ребенку, что вы это заметили. Оно также позволит ему гордиться тем, что он сделал. Также в некоторых случаях имеет смысл более подробно описать увиденное. Если ваш ребенок рисует картину, вы можете дать ему обратную связь (безоценочную) о том, что вы видите: "Какие огромные горы!" "О как ты сегодня много использовал фиолетовой краски!"
Когда ребенок проявит заботу или щедрость, вы можете осторожно обратить его внимание на то, какое впечатление произвели его действия на человека : "Посмотри на лицо Абигейл! Кажется, она очень счастлива, что ты дал ей кусочек своего бутерброда!" Это разительно отличается от похвалы, где акцент ставится на ваших чувствах связанных с этим поступком.
3. Говорите меньше, спрашивайте больше.
Вопросы даже предпочтительнее описания того, что вы видите. Почему бы не спросить у ребенка, что он думает о своем рисунке, вместо того, чтобы самим рассказывать о том, какая часть рисунка вас больше всего впечатлила? Спрашивая "Какая часть рисунка далась труднее всего?" или "Как ты догадался, какого размера нарисовать фут?", вы скорее всего подпитаете его интерес к рисованию. Сказав "Молодец!", как мы выяснили, можно получить прямо противоположный эффект.
Это не значит, что вредны все комплименты, все благодарности, все выражения восторга. Мы должны осознавать, что нами движет, когда мы вкладываем тот или иной смысл в наши слова (искреннее выражение восторга предпочтительнее сильного желания управлять будущим поведением своего ребенка) также хорошо, как и то, какого эффекта мы собираемся достигнуть. Помогают ли наши реакции ребенку в том, чтобы он почувствовал контроль над своей жизнью, или он будет постоянно оглядываются на нас в поисках поддержки? Помогают ли они ему больше радоваться тому знанию, что все что он делает, это именно то, что ему нужно, или превратят его в нечто, что хочет только одного - чтобы его погладили по головке.
Не так важно помнить новую последовательность действий, как важно хранить в сознании образ того, какими мы хотим видеть своих детей в далеком будущем, и наблюдать за эффектом, которые оказывают наши слова. Плохая новость заключается в том, что использование позитивного подкрепления не так уж и позитивно. Хорошая же новость в том, что вам больше не нужно оценивать своих детей для того, чтобы поощрить их.
Оригинал: [ссылка-1]
Спасибо автору за статью!
У меня в разное время возникали смутные сомнения в необходимости похвалы, особенно когда ребенок заявлял: "Ничего не молодец! Смотри, как в этом месте плохо нарисовано!
Могу добавить, и с этим трудно не согласиться, что есть случаи, когда ты не можешь молчать и восклицаешь: "Потрясающе!" Это вырывается само собой, выражая неподдельный восторг и бурлящие эмоции.
Бывает это, правда, редко. Но в эти моменты ребенок светится и искрится. Значит, мы попали в точку, и похвала здесь не навредит.
А в большинстве случаев от фразы "Молодец" вполне можно воздержаться.
Но не в этом случае.
Автор - молодец! 26.02.2014 12:21:03, Михаил Рулев
У меня в разное время возникали смутные сомнения в необходимости похвалы, особенно когда ребенок заявлял: "Ничего не молодец! Смотри, как в этом месте плохо нарисовано!
Могу добавить, и с этим трудно не согласиться, что есть случаи, когда ты не можешь молчать и восклицаешь: "Потрясающе!" Это вырывается само собой, выражая неподдельный восторг и бурлящие эмоции.
Бывает это, правда, редко. Но в эти моменты ребенок светится и искрится. Значит, мы попали в точку, и похвала здесь не навредит.
А в большинстве случаев от фразы "Молодец" вполне можно воздержаться.
Но не в этом случае.
Автор - молодец! 26.02.2014 12:21:03, Михаил Рулев
Вчера только на себе пережила это правило. Когда я делала трудное для меня дело, которое муж попросил сделать. Надо было выучить почти 400 страниц текста. Я тяну с этим уже давно и вечером сидела учила и он увидел и стал говорить, как я мега крута. Но вместо радости, у меня возникло чувство - сейчас же все перестать делать. Я размышляла почему - потому что это похоже на ложь, на лесть. Т к я совсем не крута и тяну с этим давно и все это так сложно дается. Размышляя, что я бы хотела услышать, пришла примерно к такому: Я рад, что ты занимаешься, сколько ты уже осилила?, такими темпами справишься за месяц, здорово! т.е сказать о своих эмоциях, отметить старания и дать перспективу. И это работает не только на детях)))
26.02.2014 13:16:54, yanost