Несколько лет назад правительство и Минобрнауки установило курс на безбарьерное образование. В России начали развиваться инклюзивные детские сады и школы. Однако, как показывают социологические опросы, отношение общества к инклюзии до сих пор неоднозначное.
Паралимпийские игры в Сочи показали, что люди с ограниченными физическими возможностями могут жить полноценной жизнью и добиваться высоких результатов в различных сферах, даже в профессиональном спорте. Российские чемпионы Паралимпиады принесли стране сенсационное количество медалей: и в общекомандном зачете, и по числу золотых наград.
Ежегодно в России регистрируется несколько тысяч новорожденных детей с патологиями развития. Другие малыши получают инвалидность из-за несчастного случая или после перенесенного заболевания. По данным Росстата, в стране проживает от 500 до 600 тысяч детей-инвалидов до 18 лет.
Что касается количества детей с особыми потребностями дошкольного возраста, посчитать их довольно трудно, так как большая часть из них не вовлечена в социальную и образовательную среду. Некоторые родители из-за гиперопеки, желая уберечь «особого» ребенка от возможных душевных травм, не решаются отдавать его в образовательное учреждение. А ведь многие из этих детей способны адаптироваться к жизни в обществе. Инклюзивные детские сады помогают детям с ограниченными возможностями здоровья подготовиться к самостоятельной и полноценной жизни, а здоровым детям – сформировать толерантное отношение к инвалидам. Пусть даже ребенок-инвалид передвигается на такой коляске, как Otto Bock Start Junior, общение с другими сверстниками позволит ему преодолеть тот барьер, который сложился в его голове, что он не такой как все.
Несмотря на то, что системе инклюзивного воспитания и обучения уже несколько десятилетий, детские сады и школы, на базе которых внедряются соответствующие образовательные программы, остаются экспериментальными. Процесс этот активнее проходит в школах. Так, замминистра образования и науки РФ Вениамин Каганов, рассказывая недавно журналистам о планах ведомства на ближайшую перспективу, сказал, что каждая пятая школа в России будет инклюзивной к 2015 году. Причем, на реализацию данной цели из федерального бюджета планируется выделить 3 миллиарда рублей.
Развитие инклюзивных детских садов проходит медленнее. Это обусловлено проблемами с кадрами, оборудованием помещений для детей-инвалидов, и, к сожалению, неготовностью части социума воспринимать «особых» детей как полноправных участников общественной жизни. Между тем, по новому закону «Об образовании», вступившему в силу 1 сентября 2013 года, каждый детский сад обязан принять каждого желающего ребенка-инвалида. То есть, все дошкольное образование становится комбинированным, инклюзивным.
Сейчас система дошкольного образования переживает реформирование, связанное с изменением законодательства. Но совершенно точно можно сказать, что в столице функционирует 239 детских садов компенсирующего вида, в которых осуществляется специализированная помощь детям, и 416 детских садов комбинированного вида, на базе которых работают группы специализированной направленности, например, группы для детей с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и т.д.
Помимо этого, в Москве действуют 169 групп кратковременного пребывания, которые посещают «особые» дети, начиная с 2 лет. Для семей, в которых родился ребенок-инвалид, создано 117 служб ранней помощи. На сегодняшний день их посещают почти 2 тысячи детей от 2 месяцев до 4 лет. Развиваются и частные инклюзивные детсады.
Перечень заболеваний, при которых ребенок может посещать инклюзивный детский сад, довольно обширный. Речь идет о синдроме Дауна, аутизме, задержке психического развития, нарушениях речи, слуха, зрения, нарушениях опорно-двигательного аппарата и эмоциональной сферы.
Воспитатели, медсестры и другие работники дошкольного учреждения должны быть готовы к взаимодействию с «особыми» детьми. Режим дня в инклюзивном детском саду имеет массу отличий от типового дошкольного учреждения. На его базе, как правило, с детьми работает массажист, дефектолог, физиотерапевт, логопед, нейропсихолог и т.д. Развивающие занятия в лекотеке направлены на реабилитацию имеющихся заболеваний. Во многих дошкольных учреждениях оборудованы сенсорные комнаты, монтессори-классы, керамические или столярные мастерские, бассейн.
Не менее значимая проблема инклюзивных детских садов – это обеспечение детей с ограниченными возможностями особыми комфортными условиями: пандусы, лифты и т.д.
Дети с особыми потребностями, попадая в новую среду, где все незнакомо и, может быть, враждебно, получают серьезный стресс. Некоторые сверстники выглядят совсем по-другому. Поэтому адаптация к инклюзивному детскому саду ребенка-инвалида должна быть максимально осторожной.
Подготовка требуется и здоровым детям. Теоретически, инклюзия помогает научить здорового ребенка уважать людей, страдающих какими-то заболеваниями, сопереживать и оказывать им помощь. К сожалению, не все родители руководствуются этими соображениями, отправляя своего малыша в инклюзивный детский сад. Как рассказал один из директоров частного инклюзивного дошкольного учреждения, часто родители идут на этот шаг из-за банального отсутствия мест в типовом детском саду и шаговой доступности дошкольного учреждения для здоровых и «особых» детей.
Адаптацию здорового ребенка следует начинать заблаговременно, до первого посещения детского сада. Хорошо, если в кругу знакомых есть дети-инвалиды. В этом случае полезно познакомить детей, объяснить, чем они отличаются друг от друга, как «особый» ребенок нуждается в поддержке и дружбе. Кстати, за границей в целях развития толерантности детям предлагают играть с игрушками-инвалидами. С помощью куклы с протезом вместо конечности, или куклы в инвалидной коляске, здорового ребенка можно подготовить к реальному общению со сверстником, страдающим заболеваниями.