Конечно, ревность присутствует, чего лукавить. Любаша не была к этому морально готова – просто потому, что невозможно морально подготовиться, это только личный опыт. И еще у нее переходный возраст, отрицание всего, что можно. Я не педалирую, конечно, отстаиваю только то, что нужно – школьные дела, учебу.
Когда мы с Максимом поженились, отец Любы ревновал, что она начнет называть нового человека «папой». Максим же волновался, что он не станет для моей дочки авторитетом, пытался даже поначалу ее как-то воспитывать. Пока мы просто общались, он особенно не внедрялся, но когда мы стали жить вместе, посчитал, что может уже как-то проявлять родительскую власть - совершенно, на мой взгляд, напрасно. Безусловно, дети не могу сразу принять другого человека, ведь все равно в сердце у ребенка тлеет надежда, что мама с папой сойдутся – и все снова будут жить вместе, одной семьей. Новый мужчина в жизни мамы эту надежду напрочь убивает, у ребенка трагедия, и если этот человек еще с какими-то своими правилами вмешивается – все только хуже становится.
Я думаю, что новые мужья не должны самоустраняться от воспитания, но у них скорее должна быть роль создателя семейных традиций – новых традиций. Чтобы всех объединять, чтобы все веселились и радовались. Как новые коллективы ездят куда-то на отдых, чтобы познакомиться поближе, сдружиться – это называется тимбилдинг. И вот этот самый тимбилдинг нужен и новой семье – и лучше всего отдать всю инициативу мужу.

фотосессия для журнала "Антенна"
Пока Саша совсем маленькая – ей недавно исполнился год - она требует максимума моего внимания. Поэтому понятно: сейчас на первом месте Саша, потом Любаша, а потом муж и работа. Мужа это, конечно, обижает, но я ему объясняю, что ты – взрослый, ты можешь с этим справиться, ты должен это понять – потому что детям это объяснить невозможно.
Мне надо сохранять то, что у нас с Любашей было раньше, надо выбираться куда-то вдвоем – не втроем и не вчетвером. Например, последний раз мы ходили на новый мультфильм Хаяо Миядзаки «Ветер крепчает». Мы давно любим этого режиссера, Любаша родилась как раз, когда вышел фильм «Унесенные призраками», и с тех пор мы смотрели с ней все эти мультфильмы вместе. И хотя младшая в тот день приболела, я все равно решила оставить ее на несколько часов на няню, которой очень доверяю, потому что это очень важно - побыть только со старшей, сходить в кино, обсудить.
Утром я встаю вместе со старшей дочкой и провожаю ее в школу. Безусловно, она может встать и сама, и в школу ходит сама - она недалеко от дома. Но я это делаю исключительно потому, что знаю – это нужно ребенку: чтобы мама приготовила завтрак, собрала поесть в школу, обняла, поцеловала. Даже поторопить, потормошить, пока она просыпается – и это некий ритуал, который сложился с годами. Взять все это и закончить было бы неправильно.
И еще мы много разговариваем: о школе, о ее подругах, отношениях в школе. Это не сплетни, это именно обсуждение. Я не ругаю ее за оценки, стараюсь все объяснять. До определенного момента контролировала, проверяла уроки – особенно математику, пока не поняла, что функция «делаю математику сама» у Любаши полностью атрофировалась, она стала допускать совсем глупые ошибки. Сейчас я больше надеюсь на дочь - что она справится.
Так что всем, кто строит новую семью, где растут дети от разных браков, один большой совет: запастись терпением. Даже через год или два ребенок не скажет про вашего избранника: «Ой, какой он классный!». Мы сами с мужем и спорим, и выясняем отношения. Тогда Любаша смотрит на нас и говорит: «Боже мой, как это сложно, я не уверена, что я хочу этого всего». Эта притирка идет два года – и все еще продолжается.

фотосессия для журнала "Антенна"