67 региональных программ «Доступная среда» суммарно получат 3 миллиарда рублей софинансирования из федерального бюджета. Эксперты НСН убеждены, что главное в формировании «Доступной среды» — не деньги, а отсутствие равнодушия…
Каждый из 67-ми регионов, разрабатывающих собственную комплексную программу по формированию доступной среды, получит в среднем около 45-ти миллионов рублей. Об этом сообщил журналистам министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. При этом, уровень софинансирования региональных программ из федерального бюджета не может быть более 50%
«Доступная среда» направлена на формирование к 2016-ому году условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и системы медико-социальной экспертизы. Инвалид должен свободно передвигаться как на электроколяске, например, такой как Invacare Storm, так и на активной коляске, например, такой как Kuschall R-33. В рамках программы идёт работа по обеспечению доступности наиболее важных объектов для людей с ограниченными физическими возможностями в различных сферах: образовании, здравоохранении, социальной защите, спорте и физической культуре, информации и связи, культуре, транспортной инфраструктуре.
Депутат Госдумы, член Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев отметил в интервью НСН, что сейчас тяжело сказать, много это или мало – по 45 миллионов на регион:
«Каждый регион получит разные суммы. И каждый регион при разработке своих программ исходил из своих приоритетных направлений в создании доступной среды. Хотя реализация программы началась в 2011 году, именно по итогам нынешнего года будут выработаны методики, которые будут применяться в дальнейшем. Много это или мало, спрашиваете вы? А я вам отвечу: на протяжении стольких лет создавалась НЕдоступная среда, что, сколько бы ни было выделено ресурсов в один год, они за тот же год не сделают среду доступной. Главное, что делает программа «Доступная среда» – задаёт положительный вектор развития, что мы не остановились и идём дальше», — отметил Михаил Терентьев.
Заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов Александр Клепиков уточнил НСН, что пока «Доступной среды» в стране нет нигде и на её построение уйдут десятки лет и миллиарды рублей:
«Даже в Москве практически ничего нет, хотя делается больше, чем в других городах. Первое, где должна быть создана доступность, это я вам как инвалид говорю – это чтобы можно было входить и выходить из дома. Это первое, что для инвалидов надо, чтобы дома не сидели. Потом идёт уличная доступность — чтобы можно было по улице съехать. Представьте, что вы на коляске, — вы сразу поймёте, что для вас всё недоступно. На улицу вы вышли – вам доступен только кусочек у дома. Чтобы дальше пойти, нужен доступный съезд, пандусы. Чтобы можно было куда-то добраться — доступный наземный транспорт. Чтобы было доступное метро, каждое метро нужно приспособить. Это сложная задача. Это не одно десятилетие будет это делаться».
«Если мы говорим о жилье, то хотя бы новое жильё должно быть приспособлено. И не только первые этажи, а чтобы были доступны все квартиры. Они должны быть иного качества. Широкие двери, широкие коридоры, увеличенные ванна, туалет, кухня. Вот в Англии принят закон «Жильё на все времена», изменены стандарты. Строят жильё с нестандартной планировкой, которое позволяет человеку в коляске проехать», — рассказал НСН Александр Клепиков.
Эксперт напомнил, что в разработке программ «Доступная среда» обязательно должны участвовать сами люди с ограниченными возможностями:
«Здоровый человек думает, что надо сделать одно, а инвалид туда не ходит. Конечно, хотелось бы, чтобы всё было доступно. Но мы ограничены в средствах и сроках. Поэтому выбираются приоритеты. Для кого-то театр важнее, а для большинства регионов — это поликлиники и больницы. И транспорт».
Александр Клепиков особенно похвалил недавнюю олимпийскую и паралимпийскую столицу за организацию «Доступной среды»:
«Если взять Сочи – приятно смотреть. Сами сочинцы уже привыкли: троллейбус останавливается, там инвалид на коляске. Надо водителю выйти и откинуть металлический пандус, чтобы он въехал, и закрыть потом. Люди уже привыкают к новому. Надо, чтобы везде люди относились к этому, как к норме жизни. Пандус не инвалидам нужен, он нужен 65-70% населения – это бабушки, дедушки, кто временно ногу повредил, родители с детьми, просто уставшие люди. Универсальная среда тем и характерна, что она удобна для всех и никого не ограничивает», — заключил заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов Александр Клепиков.