Вот этот мамин профиль из тени мы будем сейчас обводить.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Сейчас мы будем тем первым человеком.
Прикрепите наш лист бумаги скотчем к стене или к какой-то другой вертикальной поверхности. Это может быть и боковина шкафа или большое зеркало. Посоветуйтесь с мамой, где это лучше сделать, чтобы нечаянно не испортить обои или новую покраску стены.
Итак, крепим бумагу, ориентируясь по тени так, чтобы мамина голова и шея поместились полностью на бумагу, вместе с затылком и прической. И поместились так, чтобы за затылком на бумаге было меньше свободного места, чем перед самим лицом.
Когда художники рисуют профиль или голову в три четверти, они оставляют на бумаге впереди нарисованного лица больше сводного места, чем сзади него.
Вот три примера.
Великолепная работа студента Санкт-Петербургского Академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. С выставки ([ссылка-1]
iew/1450273/">
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Портрет работы Василия Сурикова:
Томаса Райта:
Художники всегда размещают голову рисованной модели так. А свободное место впереди, как они говорят, оставляется «для взгляда» и «воздуха». Ведь нарисованный человек тоже, как бы «живой» и ему нужно свободное пространство, чтобы «смотреть» и «дышать». Иначе нарисованный человек будет казаться сдавленным на листе бумаги или упершимся в стену, а это не совсем уютно.
Подвигайте бумагу туда сюда, чтобы получилось точно или попросите кого-нибудь из семьи помочь вам закрепить ее верно.
Когда мы прикрепили бумагу, то возьмем карандаш, попросим маму постараться сидеть как можно смирнее и не шевелиться 5-10 минут. Теперь осторожно обведем мамин профиль из тени карандашом. Обводить надо не торопясь.
Вот сейчас и встал вопрос о правильной обводке.
Помните, мы говорили о вредном срисовывании и о полезном копировании? Сейчас мы как бы срисовываем мамин профиль по тени. Но срисовываем после того, как мы хорошо мамино лицо изучили. И когда вы будете обводить, не торопитесь. Главное помните и чувствуйте, что тень на бумаге хоть и плоская, но за ней живая мама, у которой есть не только профиль лица, но и анфас и три четверти. Такой, какой вы ее помните и знаете, она может улыбаться, целовать вас в лоб и, вообще, она самая лучшая мама на свете.
Рисуйте не одной линией, да у вас и не получиться одной, потому что придется приспосабливаться к своей собственной, отбрасываемой тени. Ваша тень от руки может мешать вам, поэтому придётся много раз отрывать руку с карандашом от бумаги.
Значит каждая ваша линия карандашом, рисуете ли вы лоб, или нос, или губы должна рисоваться с пониманием, что тень это только «обрис», а форма маминого лица как бы заключена в нем. Почувствуйте это.
Если постараться почувствовать, а это будет не трудно, раз мы так тщательно изучили мамино лицо до начала работы, все получиться отлично!
Вот с таким ощущением художники копируют, а не срисовывают.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Напоминаю:
Срисовывать можно, не думая. Но получается плохо и не полезно для художника. Копировать - это значит ощущать форму, когда рисуешь, рассмотреть ее хорошо, изучить, как она устроена, даже если ее срисовываешь с картинки или фотографии, или обводишь тень маминого лица. Как говорят художники: «Рисуешь профиль - помни о том, как человек выглядит в анфас. Рисуя в анфас – помни о профиле». То есть, о живом человеке, а не о просто линиях.
Завершение первой части портрета
Когда мы обвели мамин профиль, аккуратно снимаем бумагу со стены. Кладем на стол, обводим еще раз по карандашу на этот раз кистью с тушью (или с гуашью). Постараемся при обводке тушью так же думать о том, что мы обводим не просто линии, а форму маминого лица.
Обвели? Отлично! Но это еще не все.
Нам нужно дорисовать мамин портрет до конца. Нужно нарисовать еще глаз, ухо и подчеркнуть нос и губы.
Отложим пока эту задачу до следующего урока.
Для следующего урока нам потребуется:
наш недорисованный портрет;
карандаш;
тушь;
кисточка;
добавим ластик;
несколько листков бумаги размером А4.
Не забудьте аккуратно отклеить скотч от стены, а там где скотч остался на бумаге, отрежем ножницами свободные кончики скотча.
До встречи!