
Твоя участь решится при Бородине – окончание
На том месте, где было уничтожено снарядами тело Александра Тучкова, его вдова решила возвести церковь. Для этого она продала свои бриллиантовые украшения. Но денег все равно не хватало, и тогда узнавший о ее замысле Александр I добавил 10 000 рублей. Чтобы надзирать за ведущейся стройкой, Маргарита с крошечным сыном поселилась в построенном рядом домике и жила там вплоть до 1820 года, когда возведение храма во имя Спаса Нерукотворного было завершено. Все эти годы она провела фактически на могиле мужа, а мальчик вырос на могиле отца.
Однако пора было давать сыну образование, и Тучкова вернулась в Петербург. Николай был зачислен в Пажеский корпус – элитное учебное заведение – и его мать, наверное, могла бы вновь устроить свою судьбу…
Но Маргарита об этом и не помышляла – после смерти любимого мужа вся ее жизнь была заключена в сыне. В 1826 году Николаю исполнилось 15 лет, он заканчивал обучение и его, сына геройски павшего при Бородине генерала, наверняка ждало блестящее будущее, но… именно в этом году жизнь нанесла Тучковой второй, на сей раз роковой удар: мальчик умер от скарлатины. В том же году брат Маргариты, Михаил Нарышкин, был приговорен к каторге за участие в восстании декабристов, и, не вынеся этого, скончалась их мать. Теперь ничто не удерживало Маргариту Тучкову в миру. Она похоронила Николая в той самой Спасской церкви, на строительстве которой он вырос, и навсегда осталась на Бородинском поле подле праха мужа и сына.
Вскоре вокруг ее жилища стали селиться и другие овдовевшие женщины, из которых сложилась монастырская община. В 1833 году она получила официальный статус Спасо-Бородинского монастыря. Его настоятельницей стала сама Маргарита, принявшая при этом имя «Мария» – как тут не вспомнить о юродивом, предлагавшем ей посох игуменьи в день венчания и называвшем Марией!
Жизнь настоятельницы монастыря протекала теперь в ободрении и утешении сплотившихся вокруг нее женщин с разбитыми сердцами. А в 1837 году ей удалось сделать великое дело – вызволить из Сибири отбывавшего каторгу Михаила Нарышкина. Настоятельница Спасо-Бородинского монастыря пользовалась таким уважением в обществе, что когда она в 25-летнюю годовщину Бородинской битвы обратилась к Николаю I с просьбой помиловать брата, тот при всем своем немилосердном характере не смог ей отказать. Михаил Нарышкин был единственным из декабристов, кто получил царское прощение.
В 1852 году Маргарита Тучкова навсегда покинула этот мир, отправившись на долгожданную встречу с мужем и сыном. А основанная ею Спасо-Бородинская обитель до сих пор украшает поле великой битвы как обещание вечной памяти павшим.