1. «Чьи зубки лучше блестят». раскрыть рот и с внутренней стороны подвигать кончиком языка по зубкам, так чтобы это напоминало чистку зубов; показать чистые зубки в улыбке. Важно! На губах должна быть улыбка, зубы видны, челюсть неподвижна.
2. «Мы покрасим дом». растянуть губы в широкой улыбке, открыть рот и полизать тонким кончиком языка нёбо; делать языком движения назад - вперед, как кисточку маляра, который красит дом. Важно! Губы не должны двигаться, следить, чтобы язычок прикасался к внешней стороне зубов.
3. «Кто дальше бросит мяч». сделать улыбку; высунуть язык и положить его широким передним краем на нижнюю губу. Одновременно произносить долго звук «ф», так чтобы получилось перегнать ватку на противоположный край стола. Важно! Не делать щечки большими, контролировать чтобы ребенок произносил именно звук «ф».
4. «Вкусное повидло». Немного открыть рот и сделать движение языком по губам так как будто на губах повидло и его нужно слизать. Можно реально капнуть капельку меда или повидла ребенку на губы. Важно! Придержите пальцем нижнюю челюсть, если ребенок пытается помогать языку нижней челюстью, язык не должен касаться уголков рта.
5. «Птица». раскрыть рот, положить язычок на верхнюю губу и начинать движения широким краешком язычка по верхней губе назад и вперед; одновременно, стараться не отрывать язык от губ - выполнять поглаживание; выполнять упражнение вначале медленно, затем увеличить темп и начать произносить бл-бл-бл как это делает голубь. Важно! Язык должен работать хорошо, облизывая верхнюю губу, при этом он не должен вываливаться вперёд или уходить в сторону.
6. «Музыканты». открыть рот в улыбке и побарабанить краешком языка по верхним альвеолам и пытаться сказать звук похожий на английский D; упражнение должно напоминать барабанную дробь, с каждым разом нужно увеличивать скорость дроби. Важно! Удар язычка должен быть четким как барабанная дробь, никаких посторонних звуков кроме D не слышно. При выполнении упражнения чувствуется сильная воздушная струя, рот не закрывается. Чтобы уточнить правильность выполнения, поднесите листок бумаги ко рту: листок должен отклоняться.