В первом сообщении говорилось по поводу эквинуса, то есть установки стоп на носочки при действительно нефункциональном и патологическом неврогенном мышечном тонусе. В некоторых ситуациях можно говорить о «псевдоэквинусе», когда подобная атрибутика встречается у малышей при вполне нормальных или штатных ситуациях. Несколько слов о них.
1. Если взять грудного ребенка, который еще не ходит и не встает на ноги за кисти рук и пытаться его водить, то малыш рефлекторно или интуитивно будет стараться подтянуться на ваших руках и при этом, естественно станет на носочки. Возьмите ребенка «подмышки», слегка его, придерживая и постарайтесь, чтобы весь свой вес он перенес на стопы. В большинстве случаев «псевдоэквинус» исчезнет, ребенок станет на полную стопу.
2. Малыш, только осваивающий самостоятельную ходьбу с опорой за диван, кровать, стенку изначально старается использовать свои новые навыки с исследовательской целью. Его всегда интересует все, что находится вне зоны его доступности или то, что он еще не видит. Поэтому прохаживающийся вдоль, скажем, достаточно высокого дивана ребенок будет делать это на носочках, желая на него забраться или хотя бы осмотреться: «что там на нем лежит?». Достаточно поставить ребенка у менее высокой опоры, как он опять же опустится на полую стопу.
3. У детей старше года при эмоциональном напряжении (невероятной радости переживании, восхищении) на пике этого состояния отмечается рефлекторная реакция становиться на носочки. Успокоившись, ребенок опускается на пятки.
4. Дети младшего дошкольного возраста, чаще всего девочки, наблюдая за танцами, основным движением которых на их взгляд являются па на носочках, нередко переносят в обычное бодрствование это «танцевальное поведение».
5. Грудные дети, которых несвоевременно (до того, как малыш сам встал на ноги у опоры) посадили в «ходунки», реже «прыгунки» при длительном использовании этих приспособлений вспомогательной вертикализации и передвижения формируют преходящую установку ног на носочки в результате длительного перенапряжения сгибателей нижних конечностях и изолированной их функциональной «гипертрофии». Езда в ходунках и прыжки в «прыгунках» производятся работой именно дистальными отделами стопы, поскольку прыгать и ездить, отталкиваясь всей стопой или пятками невозможно. Уберем ходунки, поставим ребенка к опоре. А лучше посадим его на ковер или в манеж и дадим возможность, не забегая «вперед паровоза», осваивать навыки предваряющие ходьбу: с а м о с т о я е л ь н о ползать, ходить на четвереньках, вставать и ходить у опоры без вспомогательных средств вертикализации и передвижения и ваши «носочки» пройдут сами собой.
6. Как мною замечено: при наличии плоскостопия у детей и у взрослых, когда они длительно ходят и стоят - устает свод стопы и пяточная область из-за неравномерной нагрузки. Для того чтобы разгрузить эту область многие рефлекторно на некоторое время становятся или на носочках, а затем, отдохнув, опять опускаются на пятки.
7. Наконец, дети с демонстративным поведением, всегда стремятся, чтобы их лучше и быстрее заметили. Проще всего: в буквальном смысле «стать на носочки»
А вот если, подобные ситуации исключены, и ребенок действительно стоит или ходит на носочках, а вас это беспокоит – не откладывая, обращайтесь за консультацией к врачу неврологу, затем ортопеду.
Чурилов Н.М. – детский невролог, г. Шахты
Феномен "ходьба на носочках" в последнее время вызывает серьёзную заинтересованность не только родителей и педиатров, но и многих "бабулек нашего двора", уверенно и постоянно внушающих:"У ребёнка явно что-то с нервами. Вам бы с доктором проконсультироваться!"
В статье доступным языком описана вся природа данного феномена. Представленная информация позволяет родителю объективно оценить особенности своего ребёнка и определить правильную стратегию поведения с ним (а также с "бабулями нашего двора" и прочими "псевдодобродеятелями").
Статья интересна и полезна.
Спасибо автору. 09.09.2014 17:39:21, HeLenA
В статье доступным языком описана вся природа данного феномена. Представленная информация позволяет родителю объективно оценить особенности своего ребёнка и определить правильную стратегию поведения с ним (а также с "бабулями нашего двора" и прочими "псевдодобродеятелями").
Статья интересна и полезна.
Спасибо автору. 09.09.2014 17:39:21, HeLenA