
Творческие дети и современная школа - трудности взаимопонимания (руководство для родителей)
В школе учительница сказала ей, что мальчик слишком творческий, и это мешает ему заниматься: ребенку не хватает внимания. На вопрос мамы, почему он не слушал на уроке, тот ответил: «А мне было неинтересно. Она неинтересно говорила». У матери возник вопрос к специалисту: а где находится грань, когда мы, родители, должны перестать стимулировать творчество ребенка, и начать жестко прививать дисциплину? И наоборот – если мы будем слишком сильно давить на ребенка, загонять его в социальные рамки, не убьет ли это его живое творчество на корню?
Часто бывает, что взрослые люди, приходя к психотерапевту, стремятся несколько раздвинуть те железные рамки, в которые их в свое время поместили родители, дать себе хоть немного кислорода, позволить себе пусть небольшие моменты творчества. Ведь проблема невозможности творческого самовыражения для взрослых кроется именно в родительских запретах и одергиваниях.
Давайте обсудим тему соотношения творчества и дисциплины у детей.
Как надо стимулировать детское самовыражение, чтобы это не помешало ребенку существовать в обществе?
Как можно прививать дисциплину, чтобы не убить живые ростки творчества в наших детях?


Вы знаете, он ее таскает с собой на манер визитной карточки, так горд, что у него книжка вышла.
Верстаете альбуку Вы сами (редактор очень простой и не требует специальных дизайнерских навыков), а напечатать по условиям конкурса Вы можете ее с 10-процентной скидкой - любое количество экземпляров. Отличный подарок любому родственнику по любому поводу (проверено на себе)))))). Удачи! 10.11.2011 10:21:16, compaginador


Посмотрели Вашу Альбуку. Идея просто замечательная. Наша книга уже стала тяжелой, а ведь можно было сделать несколько альбук - книжечек(по количеству разделов). Спасибо! 12.11.2011 20:37:32, дедуля

"страна принцессы Виктории" - звучит тепло и величаво! Жду с нетерпением опубликованные в нашем конкурсе Викины высказывания - почти представляю их симпатичность. И все эти "говорилки" - это свидетельство детской способности к самостоятельному словообразованию - словотворчеству. Это то, что должно быть обязательно в жизни каждого ребенка - ведь это его знакомство с миром через свои слова в том числе. Вы ведь замечаете, что любое оригинальное слово ребенка всегда узнаваемо и всем понятно, но такое особенное. Расцвет словотворчества примерно от 3-х до 5-6 лет. Но всякий раз, когда ребенок встречается с чем-то для него новым, есть шанс услышать от него в какой-то момент оригинальное слово, точно определяющее, что он видит и о чем думает сейчас. Так что, у маленькой Вики есть еще время заполнять свою принцессную книгу интересными словами.
А альбуку надо делать обязательно - и действительно, может быть и не одну. Мы сейчас столько замечательных альбук рассматриваем на нашем сайте, присоединяйтесь! 12.11.2011 21:36:54, inna_yartseva

Процитирую весьма уважаемого мною завуча школы для одаренных детей №1199 (в этой школе учатся с 7го класса) Изюмова Николая Михайловича: "Одаренный, и просто хороший талантливый ребенок требует серьезной индивидуальной работы, которую в этом возрасте могут дать только родители в силу, кроме всего прочего, и специфики детской психики и психологии. И только родительский кропотливый труд любящих и терпеливых людей может позволить развить творческое мышление и не позволит угробить его в школе." ([взято отсюда])
Видимо, спасение может быть в домашнем образовании? А "социализироваться" в творческих кружках по интересам. 13.11.2011 16:21:31, annie11

На мой взгляд, сложности не в том, что ребенок "творческий", а в том как с этим обходятся сами родители. Как развивая своего ребенка, поддерживая его особенности, мы должны одновременно помогать ему с этим как-то обходиться, осваиваться в любом детском сообществе, неважно, детский сад или школа. В противном случае - это действительно может стать больше территорией конфликта, чем сотрудничества.
Имея просто хорошего ребенка, как ему должен помогать родитель оставаться таким и еще двигаться дальше?
Что с нами со взрослыми происходит, когда у нашего ребенка возникают конфликты недопонимания с учителями, сверстниками? Основываясь на своих наблюдениях, могу сказать, что в большинстве случаев - мы сами достаточно быстро теряем уже взрослую способность вести переговоры. Территория школы (как в прямом, так и в переносном смысле) практически в каждом взрослом провоцирует желание избежать общение с этими людьми (учителями, родителями других детей, администрацией школы). И очень часто ребенок остается один на один с преподавателями или другими участниками сложных ситуаций. А ведь это просто вопрос того, как "сами родители обходятся с особенностями своего ребенка", как именно родители могут выстраивать взаимоотношения в школе с учителями и учениками для нормальной жизни своего ребенка в социуме (в данном случае школе). Пока дети в детском саду и в школе, они учатся не только общеобразовательным предметам, они учатся отстаивать свои особенности среди других людей. Но в обучении этому ребенка нельзя оставлять одного. Пример отстаивания своего дитя, используя разные варианты решения ситуаций - это очень серьезная основа для будущей самостоятельной жизни мальчика или девочки.
Лишая такой "школы" в естественном возрасте, молодой человек или девушка должны будут этот опыт трудностей взаимодействия "добирать" где-то еще. Поэтому я всегда очень осторожно отношусь к решению родителей о переводе ребенка на домашнее воспитание. Должна быть для самих себя очень четко прояснена задача такого перехода - для чего это нужно моему ребенку? (а очень часто оказывается, что это больше нужно взрослому, чем самому малышу).
И если есть больше ответов, которые касаются именно про сложности взаимодействия внутри общеобразовательного учреждения, то, на мой взгляд, лучше еще раз пересмотреть свою взрослую стратегию помощи ребенку в школьных конфликтах - возможно оставляя ребенка в школе, вы дарите ему гораздо больше вариантов решений затруднительных ситуаций. 13.11.2011 18:54:05, inna_yartseva
Андрейке скоро будет 6,5 лет. Добрый, не агрессивный, коммуникабельный ребёнок. С 3х лет ходит в детский сад. С сентября ходит в школу на подготовку.
Любит творчество и не любит делать что-либо по образцу. Например:
1. В 3-4 года давала ему простенькую раскраску, показывала раскрашенный образец - он находил свободный уголок бумаги и рисовал там машинку.
2. Ему подарили конструктор Лего - самолет, более 100 деталей, с инструкцией. Самолет был собран по инструкции папой всего 1 раз. Потом Андрей делал из этих деталей множество др. игрушек, больше всего мне запомнились 10 самых разных газонокосилок.
3. Не любит собирать пазлы - это занятие ему быстро надоедает. Небольшой набор может собрать 1-2 раза и забросить, большой - найдет взрослого и заставит собирать.
4. Учится читать. Прочитает половину слова, вторую половину придумывает.
5. Любит играть в ролевые игры. Правда в последнее время играет в них мало, потому что задают много уроков.
6. С удовольствием учит стихотворения. Но если вдруг забыл строчку в самый ответственный момент - тут же сочинит ей замену и с уверенным видом расскажет, как будто так и было.
Основной вопрос у меня в том, нужно ли заставлять ребёнка читать.
Сейчас на подготовке учитель задает на дом: читающим детям - прочитать небольшой текст, ответить на вопросы, нечитающим - читать звуки и слоги по букварю (2 страницы, не менее 10 раз). Само собой, 10 раз читать одно и то же мы Андрея не заставляем, потому что уже к 3му разу он всё заучивает наизусть и не читает, а вспоминает, где какое слово написано. Как видите, дети уже сейчас делятся на 2 "сорта" - читающие и нечитающие. Добавлю, что им каждый раз задают раскрасить образцы в тетради - мой раскрашивает неаккуратно. Ну скучно ему заниматься этим нудным занятием. Если я попрошу что-то подрисовать, закрасить потщательнее - сделает, но всё равно далеко от идеала. И каждый раз после раскрашенных образцов учитель пишет "Не старался!", "Старайся!".
Буквы пишет более-менее нормально, но переделываем иногда по нескольку раз. Вижу, что ему это не нравится, но заставляю.
Легче всего дается математика и логические задачки.
В школу ожидается конкурс 1,5-2 человека на место. Если Андрей к весне не научится читать - боюсь, он не поступит. Это обычная общеобразовательная школа, она считается сильной, не гимназия и не лицей. Выбрали ее, потому что она удобно расположена, есть подземный переход, рядом большая транспортная развязка (нам с мужем удобнее утром ехать на работу, как отведем Андрея). Территориально наш дом относится к другой школе, она считается еще более сильной, но до нее надо переходить 2 дороги с оживленным движением.
Я не хочу, чтобы мой ребёнок учился вместе с детьми из неблагополучных семей и с мигрантами, в самом худшем классе. И давить на него не хочу слишком сильно. Посоветуйте, что мне делать. Заранее спасибо. 14.11.2011 10:26:31, Оранжевое настроение


такое обращение приятно набирать на клавиатуре ))) и ребенок сразу представляется немного "оранжевым", точнее чуть-чуть рыженьким, т.е. точно не скучный )))
Я слышу несколько тем в этом сообщении, попробую их выделить.
Первая - это про чтение - "нужно ли заставлять ребенка читать", должен ли ребенок читать и сколько ему положено это делать в своем возрасте. Я согласна с тем, что читать человек должен и есть разница и в образовательном смысле и в человеческом между людьми, которые читали в своем детстве и которые нет. В этот момент опять возникает вопрос к родителям - как прививать ребенку любовь к чтению. И здесь творческий подход самих взрослых очень приветствуется. Чтение для детей новое умение, а новое умение они легче принимают через игру, через совместное дело со своими родителями. Поэтому здесь все уместно - подбор красивых книг, чтение перед сном вместе, настольные игры. Для вовлечения ребенка в чтение и письмо такие варианты, как наша альбука очень полезны. Ребенок "вынужден" читать что же написано рядом с фотографиями или сам должен сложить буквы в слова, чтобы получился собственный шедевр. Обязательно попробуйте.
Но это про то, что детям нужно помогать осваиваться в чтении, создавая для них комфортную ситуацию, когда читать хочется и становится назаметным, что это тяжело. Так мы взрослые увлекаем в чтение своих детей.
Но есть другая проблема и я бы выделила это как вторую тему, которую я слышу в сообщении.
А что делать когда ребенок просто должен читать (ну или любое действие), потому что так надо, так положено, причем без создания приятных комфортных условий.
И мне кажется, оранжевое небо, здесь речь идет не столько о чтении (любви или не любви к нему), сколько готов ли ребенок делать то, что ему не нравится, дается с трудом и неинтересно.
Это серьезные вопросы. При приеме ребенка в школу определяют его "готовность к школе". Очень часто для всех она заключается в образовательном уровне детей - умеет или не умеет, насколько хорошо, насколько не очень. А в понятие "готовность к школе" на самом деле, в большей степени, включается понятие "психологическая готовность ребенка к обучающему процессу". Т.е. насколько у него сформировались те психические функции, которые ему будут нужны в школе (память, речь, мышление и др.). И в этом перечне особенно внимание уделяется насколько у ребенка сформирована произвольность - т.е. способность делать по заданию учителя, по образцу, по примеру (т.е. как это требуется сейчас на уроке).
То, что вы перечисляете про Андрейку в самом начале письма - это как раз про его свободу самовыражения, что в семье есть пространство для этого. А вот ближе к школе к этому необходимо добавлять обучение ребенка действовать по образцу. И это не про ограничение его творческих способностей, это про заботу о своем мальчике, которая заключается в том, чтобы дать ему еще один навык для освоения мира и адаптации к нему - умение действовать по образцу - уметь делать в определенные моменты (назовем это рабочие, ведь обучение в школе, это серьезно)))) как надо, как этого требует учитель.
Для Андрея, на мой взгляд, важно будет к весне не столько научиться читать, сколько, с вашей помощью, приблизиться к нужному для первого класса уровню готовности к школе, а именно - выполнить задание, дорисовать до конца, дочитать. Формирование произвольности должно быть мягким, но настойчивым. До весны есть для этого время, ведь мальчик сам по себе просто еще и подрастет в физическом смысле, некоторые его функции, такие как внимание, например, окрепнут. Сейчас хорошо бы сосредоточиться на укреплении здоровья ребенка и на подготовке его к школе как в образовательном смысле, так и в большей степени - личностном.
Удачи! 14.11.2011 15:30:43, inna_yartseva

Кстати, к вопросу о простых и интересных книжках для детей - отличная идея с альбукой )) Жаль, ее у нас пару лет назад не было :( Уж мы бы понапридумывали! :)) Помню свою тоску перед книжными полками для маленьких: "по-са-дил дед реп-ку.." меленькими такими буковками и с этими дурацкими черточками.. Такое впечатление, что у издателей дети никогда читать не учились... 14.11.2011 19:05:21, annie11

спасибо, это почти пошаговая инструкция для родителей - задуматься что надо ребенку, потом найти то, что может быть лучше (конечно, книги с большими буквами очень в помощь), а еще и интересные и просто красивые. А потом какое чувство темпа "В общем, медленно, но верно продвигались"!
Я сегодня, когда писала более ранние комментарии, вспоминала как учились читать мои дети и как было мало книг - хороших, красивых, разных. Эта тоска родительская, наверно, осталась до сих пор - поэтому мне так нравятся разные серии детских книг, особенно, если это выпускают малые издательства. Кроме просто увлекательной книги, я как будто еще и некую историю создания этой книги покупаю. Очень любовно это. 15.11.2011 00:18:20, inna_yartseva
Что касается подготовки детей к школе, я тоже полностью согласен с Инной - самое важное - это психологическая готовность,т.е. развитие всех психических процессов - памяти, внимания,мышления, речи. Очень важно развивать волевые качества личности,куда входит и умение подчиняться определенным требованиям .Мы можем вывести ребенка на домашнее обучение, но мы не сможем изолировать его от всего общества, поэтому он вынужден будет общаться - где-то подчиняться, уступать, а где - то отстаивать свою правоту. И если мы вовремя не научим ребенка этому, ему трудно будет в будущем.Считаю, что социализация должна проходить в коллективе сверстников,а родители должны наблюдать и ненавязчиво направлять ребенка. И еще, в одном из комментариев прозвучала необходимость развития любознательности, как залога успешности обучения в школе. Полностью поддерживаю это,только добавлю:
Развивая любознательность, нужно учить детей самостоятельно "добывать" знания. Покажите пример, поищите вместе ответ на вопрос в домашних энциклопедиях, при необходимости сходите в библиотеку.Не стесняйтесь сказать, если чего - то не знаете. От зтого Ваш родительский авторитет не пострадает, наоборот, совместный поиск ответа укрепит Ваши отношения. Практика показывает, что любознательные дети, умеющие не только СМОТРЕТЬ, но и УВИДЕТЬ,не только СЛУШАТЬ, но и УСЛЫШАТЬ, догоняют своих "образованных" сверстников,а потом даже и перегоняют,становясь успешными учениками.
Творческое воображение, умение найти выход из какой - либо ситуации тоже необходимы. Для этого можно использовать создание проблемных ситуаций, что бы ребенок нашел оптимальный выход,почаще задавать вопрос "А как ты думаешь?" ;"Почему?" Можно использовать элементы ТРИЗ (самое простое - придумать свой конец к сказке, например, спасти Колобка от зубов лисы, или Красную Шапочку и ее бабушку от волка) Есть масса доступных игр(Думаю, их можно найти и в интернете)Мы пользуемся книгой "Новые приключения Колобка или Наука думать для больших и маленьких" З.Г.Шустерман. Если Вам встретится - покупайте. Поверьте, это не только полезно, но и увлекательно. Желаю всем любящим родителям успехов в воспитании. Пусть Ваши детки растут смышлеными и успешными,ведь будущее нас с Вами и всего общества в наших руках. 15.11.2011 14:37:37, дедуля

Вся информация как красиво создавать альбуку (ну и для начала, что это вообще такое), можно найти на нашем сайте www.albooka.com,
если любопытство не оставляет и есть вопросы, связанные с творческим процессом создания своей альбуки, то можно прийти в Академию Альбуки, позвонить нам или появиться в нашей группе в социальных сетях, например, ЖЖ - информация по направлениям [ссылка-1], в том числе и про направление школы "Родители и дети".
Мы всех приглашаем ))), нам просто сейчас это все очень нравится самим - для обучения на мастер-классах собирались делать "учебные примеры" альбук, но пока в этом нет необходимости - каждый корпит над своей, да и не одной - очень увлекательно ))).
Приходите, будем ждать.
До встречи! 15.11.2011 00:03:28, inna_yartseva