С начала 90-х годов в нашей стране сложилось представление, что человек стремящийся к знаниям, участвующий в олимпиадах становиться впоследствии, по мнению общества, учителем-неудачником, бедным инженером или нищим учёным.
1. Ситуация проста — важны не просто знания, а умение их применять.
2. Кроме того, надо уметь правильно распределять время. Тратить его на что-либо полезное.
Итак, собирательный образ троечника-хулигана — это человек который получает максимум результата взамен вложенных сил, у него высокий КПД. Он не получает лишней информации, а использует ту, что имеет. Он пробивается не за счёт знаний, а за счет использования своих коммуникационных способностей. Учится выкручиваться и получать минимальный балл даже в условиях, когда это почти невозможно.
Значит, школа учит его самому важному: находить выход из сложных ситуаций и трезво понимать, что он хочет от жизни.
Отличник же учится почти постоянно и в результате имеет балл выше, но более низкий КПД. Он получает много различных знаний, не особо полезных в условиях новой действительности. Кроме того, отсутствие времени на общение и постоянное поощрение со стороны учителей делает его абсолютно неприспособленным к конкурентной борьбе.
Рафинированный отличник – это человек, который привык к постоянной внешней оценке. Он всю жизнь будто бы бегает с зачеткой наперевес, стараясь, чтобы все в жизни было только на отлично. И эту оценку всегда ставит окружение.
То есть отличник – человек глубоко зависимый и бесконечно подчиненный. Именно эта установка мешает многим умным людям начать успешный бизнес и действовать смелее. Почему троечники преуспевают больше, чем отличники? Потому что они находят альтернативные пути поддержания самооценки. Но не стоит зацикливаться на крайностях, существуют ведь не только отличники и троечники. Есть и самый широкий класс – хорошисты. И вот именно они чаще всего бывают самыми успешными, а вовсе не троечники. Эти люди умеют сказать "достаточно" в смысле борьбы за качество, у них нет перфекционизма отличников. Но если мы говорим о профессионалах интеллектуальных специальностей, то успешной будет только одна категория хорошистов. Скрытые отличники.
Эти бойцы невидимого фронта отлично знают профессиональные предметы, игнорируя "нагрузочные" вроде истории и политологии. При этом отметки по профессиональным предметам не всегда максимальные, ведь балл в университете зависит и от отношения преподавателя, и от предсказуемости материала на экзамене. То есть от студента зависит не все. И в этом случае хорошисты не являются рабами отметки, у них есть знания, а отметка – дело второстепенное. Но чаще всего и в зачетке у них все выглядит вполне прилично. Хотя и не всегда отлично.