(извиняюсь за качество фотографий, к сожалению, мой фотоаппарат оказался бессилен передать всю красоту:((()
Датой основания Большого театра считается 28 марта 1776 года, когда князь Урусов получил «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет, подписанную Екатериной II. Открытие театра состоялось 30 декабря 1780 года.
Здание театра неоднократно горело, причиной являлось свечное освещение. Существующее здание театра достроили в августе 1856 года. Строительство длилось 13 месяцев, необычайно быстро, но ведь здание нужно было закончить к коронации Александра II. Именно тогда на фасаде появилась знаменитая конная квадрига, отлитая из бронзы архитектором Петром Клодтом.
Историческое здание театра построено на болоте, поэтому практически постоянно шли ремонты, ведь стены театра вибрируют от аплодисментов, проседают в разных местах, образуются трещины.
В 2005 году началась глобальная реконструкция Большого, и длилась она 6 лет.
Болото под театром осушили, укрепили фундамент, и когда здание поставили на сваи, получилось большое подземное пространство прямо под Театральной площадью, Бетховенский зал. Пол ровный, однако может измениться – часть пола – сцена – опускается вниз на два этажа, еще одна часть – на один этаж и образуется 2уровневый амфитеатр. Но т.к. стены сделаны из железобетона, то акустика в помещении плохая, и специалисты занимаются так называемой настройкой зала, чтобы можно было проводить полноценные концерты. Пока в Бетховенском зале расположился дополнительный буфет.
Мы посетили также центральное зрительское фойе.
Работник театра Екатерина рассказала, что стены здесь раньше были белые, однако при реставрации выяснилось, что под белой краской скрывается роспись. Ее отмыли и восстановили по сохранившимся рисункам и чертежам.
Из зрительского фойе можно перейти в Малое и Большое Императорские фойе, они сейчас закрыты для посещения зрителями. Эти помещения были отделаны по вкусу императора Николая II, во французском стиле. В Малом фойе необыкновенная акустика, для того, чтобы все собравшиеся могли слышать императора – у него был тихий голос.
В Большом фойе реставраторы восстановили уникальные вышитые панно, процесс был очень долгим и кропотливым. В этом зале установлен специальный температурный режим. После революции здесь был концертный зал, использовавшийся также для революционных съездов.
С другой стороны зрительского фойе расположен музей театра. Сейчас там проходит выставка, посвященная юбилею Юрия Григоровича, выдающего русского балетмейстера. Представлены фотографии, фрагменты декораций, костюмы из спектаклей классика русской хореографии. Любопытно, что свои спектакли Юрий Викторович создавал с помощью театрального художника Симона Вирсаладзе, работы которого также представлены на выставке.