Я, как многие современные мамы, стараюсь помочь малышу вырасти разносторонним и схватывающим на лету. Однако мои попытки заниматься с моим двухлетним сыном разными методиками раннего развития не давали никакого результата. В конце концов, особенности детском памяти объяснила мне педагог и основатель детского эко-клуба «Умничка» Софья Тимофеева. Привожу ее пять правил: правила удовольствия, пяти минут и пяти дней, правила чувств и хотения.
Правило удовольствия. Память работает лучше, если выполняемое ребенком задание приносит ему удовольствие. Отсюда вывод, готовьтесь придумывать игровые задания, в результате которых ребенок запомнит то, что вы хотите.
Свяжите, например, названия насекомых единым сюжетом. Допустим, муха-цокотуха отправилась в путешествие и встретила жука-бронзовика, комара и кузнечика. Разыгрывайте сказку и вовлекайте в нее ребенка. Ему привычен способ познания мира через игру. Малыш включится и его память тоже.
Правило пяти минут. Детская память не может уловить все с первого раза. С другой стороны, если вы будете повторять каждые пять секунд какую-то информацию, то память ее также не воспримет.
Оптимальный промежуток между повторениями составляет — 5 пять минут. Как это правило может выглядеть в реальности? Например, на занятиях в клубе, преподаватель сначала предлагаем малышу помочь белочке навести порядок в дупле: разложить по стопкам монетки и вырезанные картонные квадратики. После небольшой подвижной паузы, преподаватель вместе с ребенком печет для белочки печенья. Как вы догадываетесь, круглые и квадратные. Таким образом ребенок запоминает формы предметов — круг и квадрат.
Правило пяти дней. Важный момент: не менее, чем через пять дней нужно закрепить материал. Обязательно снова поработайте над темой с малышом. Правило пяти дней нужно иметь ввиду отдавая ребенка на дополнительные курсы. Частота их посещений должна быть не реже одного раза в неделю, если вы хотите увидеть результат.
Правила чувств. Малыш запомнит лучше, если вы сможете включить в процесс зрение, слух, вкус, обоняние и запоминание действий.
Допустим, вы хотите, чтобы ребенок запомнил времена года. Тогда подготовьте картинки для зрительного восприятия, аудиозаписи - для слухового. Дайте крохе подержать в руках листья с деревьев или желуди, понюхать цветы и попробовать яблочный пирог. Моторная память или память действий подключится, когда вы предложите ребенку, например, обвести осенние листья.
Правило «хотения». Мотивация «надо» не работает. Взрослым людям часто приходиться делать то, что-то по долгу службы или по необходимости. Между тем ребенок еще не может воспринять какие-то обязанности. Единственный случай, при котором он будет хорошо запоминать, если ему нравиться этим заниматься, если он хочет. Наблюдайте за ребенком, какие игры ему доставляют удовольствие и придумывайте на их основе сюжеты для полезных занятий.
С уважением,
Мама и журналист Наталья Парамонова
Детская память. Инструкция по применению.
*** Тема анонсирована в конференции "Ребенок от 1 до 3"
03.07.2015 18:20:31, Парамонова Наталья (детский клуб "Умничка")
Согласна!Тоже стараюсь всячески развивать сыночка.Но запоминаем мы пока только что нравится.Вот оно правило!Поэтому память развиваем играя. Сейчас это деревянный пазл "кто что ест"[ссылка-1] и "транспорт". Как один надоест меняю на другой.
04.07.2015 20:22:29, Akvamarinka2014
У меня терпения не хватает. Плюс надо, действительно, подбирать, что нравиться, а все наборы очень дорого. Хорошо бы сделать такой обмен, что-то одному ребенку не подошло, а другой начнет играть:) Пока только на детской площадке такое возможно.
05.07.2015 22:25:24, Парамонова Наталья (детский клуб "Умничка")