Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Экологическое воспитание- это воспитание нравственности, духовности, интеллектч .
, Начинать беречь и любить природу нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Родине.
Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности
В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников.
Имеются природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания. В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
Маленький ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Поэтому на занятиях я широко использую наглядные пособия, предметы которые ребенок может взять в руки. Так, при ознакомлении с овощами и фруктами, дети обследовали их тактильно, при помощи запаха, пробовали на вкус, рассматривали их, отмечали цвет, форму, вкусовые качества.
Занятия с детьми я строю в форме игры. Главное звено игры-занятия – воображаемая ситуация, которую я поддерживаю в течение всего занятия.
Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д
Во время наблюдений за деревьями и кустарниками, учу находить высокие и низкие деревья, рассматривала с детьми разные по форме и цвету листья, цветы, следили за их движениями во время ветра и в покое, слушали шум деревьев, дождя и др.
Очень детям нравятся наблюдения за живыми объектам:, за птицами на улице ,белками. Мы сравниваем размер птиц: воробей маленький, голубь большой, воробей прыгает, голубь ходит и т.д.
Особое место в моей работе я уделяю играм с природным материалом, т.к. в таких играх создаются благоприятные условия для развития органов чувств, пробуждая мысль, в ходе игры идет развитие речи, памяти , внимания, мышления , восприятия.
Со свойствами снега дети познакомились во время игр в снежки, при расчистки дорожек от снега. Они узнают, что он бывает влажным, сыпучим в зависимости от погоды.
Проводимая работа дает положительный результат. Дети бережно относяться к растениям, сами выражают желание ухаживать за ними.
Наблюдения, прогулки, дают обогащенную почву для размышлений, пробуждают в детях пытливость и любознательность. У них возникают бесчисленные: «Почему?» и «Зачем?».
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых
На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.
Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.
На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке мы с детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях,в подвижных играх.
На прогулках организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как песочницы , совочки, формочки, печатки.
Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт", "Узнай и назови", "Вершки- корешки", "Загадки о животных"на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных .
Часто на занятиях используется художественная литература. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводится беседа, задаю вопросы. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до детей смысл произведения. Только такими методами и приемами будет формироваться речевое развитие, а также все психические процессы.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Развитие речи в Дидактических играх с экологическим содержанием
*** Тема анонсирована в конференции "Детские сады и дошкольное образование"
12.05.2012 13:33:39, Дефектолог