Статья дня

Свободу детям!

*** Тема анонсирована в конференции "Детская психология"
- Милая, не упади! Лапусик, подожди мамочку!
- Соня, стой, мама за тобой не успевает!
Оборачиваюсь. На детский игровой комплекс спешит залезть мамочка. Не люблю это слово, но иначе не назовешь. Она пытается угнаться за своей дочкой. На улице +15, на ребенке шапка, теплая куртка, из-под нее выглядывает водолазка. Девочка довольно резво несется к горке, явно пытаясь убежать от мамы. А мама боится, что ребенок … что?... не знаю, может быть, упадет, или съедет как-нибудь не так. Да, забыла сказать, девочке года 4, не меньше.
Таких детей и их мамочек на нашей площадке (не берусь оценивать другие, я там не гуляла) большинство, хотя описанный выше случай могу уверенно поставить в «лучшую» десятку. Постоянная опека, какая-то гипертрофированная забота. Эти дети не сидят в песочнице, не катаются с горок, не лазают по лестницам. Чаще всего они слоняются от одного «снаряда» к другому, пару минут проявляют некоторый интерес, а потом отходят. Им скучно! Потому что мама лепит за них куличики, не разрешает трогать песок руками, а если таковой ужас случится, тут же кидается обтирать чадо влажными салфетками даже в тех местах, на которые песок не мог попасть в принципе. В песке водятся микробы. С лесенки можно упасть. Карусель зимой холодная, и ничего, что на ребенке памперс, колготки, флисовые штаны, а потом еще и термо-комбез, непромокаемый и не пропускающий холод.
Эти дети постоянно перекутаны. Я понимаю, возможно, мои мальчишки закаленные, но, если на улице +20, логичнее надеть панамку, а не шапку. Ребенку полезно ощущать легкий дискомфорт в плане тепла – именно дискомфорт, а не замерзание – это стимулирует его бегать, прыгать, играть во что-то активное.
В лексиконе этих мамочек нет слова «он/она», есть «мы». Мы не едим овсянку, мы любим лепить из глины, мы делали прививку, мы катаемся с горки. Не лезь туда, мы же упадем! Всегда мы. У ребенка нет своего времени вообще. Его не оставляют одного в комнате (Боже упаси!), ему не дают придумывать игры, потому что всему учат «как надо».
Простите меня за этот наезд, но, на мой взгляд, это слишком. Я вовсе не ратую за то, чтобы ребенка оставлять одного в комнате на весь день. Я не за то, чтобы вообще не следить, что и как он делает. И не за то, чтобы не помогать ему, когда он просит.
Я за то, чтобы ребенок был личностью! Чтобы он мог сам решить, как и во что он будет играть, что и каким цветом рисовать. Лепить из песка куличики или возить его в грузовике. Скатиться с горки на попе или на пузе. Пойти на карусели или на качели.
А еще я за то, чтобы ребенок САМ делал ТО, что он МОЖЕТ делать. Может есть ложкой, – я его не кормлю. Может сам взобраться по ступенькам, – я его не держу. Может сам умыться, – я его не умываю. Может поиграть сам 10-15 минут, – я к нему не лезу. Устал играть сам и позвал, – мама рядом и всегда готова помочь, подключиться к игре, построить вместе с ним башню или почитать книжку.
Дети, на самом деле, очень смышленые существа. Постоянная опека ослабляет интерес исследования, рубит желания на корню. Просто пример: мой еще пока не двухлетний сын лезет на турник (рядом лесенка наподобие шведской), на скамеечке сидят мамы и бабушки, я стою около и страхую, но не трогаю, ничего не говорю. Наблюдатели начинают ахать, хвататься за сердце: «Упадет!» Отвечаю, что он вполне освоил подобные лестницы и способен оценить свои силы. Если что, попросит меня о помощи. Зрители не унимаются, требуют от меня активных действий. Стою, не реагирую. Ребенок перебирается на турник, повисает. Висит около 30 секунд, счастлив. Потом, обозначив слово «мама», ставит ноги на лесенку и слезает. Вопрос: в чем была проблема? Если бы он начал падать, я бы его поймала. Если бы попросил снять – сняла. Но он не просил ему помогать, он хотел влезть на турник САМ! Ему важно было сделать все самостоятельно, почувствовать свои возможности: справлюсь-не справлюсь. Он знает, что мама рядом, что, если что, она подхватит (было дело, ловила с того же турника).
картинка
20.04.2017 09:57:06,

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!