Поговорим о выборе профессии: когда есть смысл задумываться об этом? Являются ли кружки раннего развития и секции по интересам подготовкой ребёнка к будущей профориентации? На что стоит опираться подростку, выбирая вуз? Что имеет значение при выборе профессии? Как грамотно поменять профессию во взрослом возрасте?
Попытаемся ответить на эти вопросы вместе со специалистом-профконсультантом.
С МЛАДЫХ НОГТЕЙ
Едва только малыш появился на свет, как тут же вокруг него начинаются прогнозы — кем же станет наш кроха? "Какой крикливый! Наверное, будет певцом!" Или: "Смотрите, ему нравятся машинки — наверняка будет автомехаником!" Или: "Наша девочка без конца танцует — суждено ей стать балериною!"
Однако в каждой шутке есть доля правды — помочь ребёнку определиться со своими наклонностями и проявить природные таланты должны мы, родители. И начать лучше действительно как можно раньше.
Когда мы выбираем школу развития, кружок или секцию по интересам — это можно считать подготовительным этапом.
Если взять за аксиому, что все дети от рождения талантливы, то задача заботливых родителей — как можно раньше эти самые таланты нащупать.
Наблюдая за своим ребёнком на кружке по рисованию, в плавательной или спортивной секции, любуясь его работами в изостудии, мы лучше изучаем ребёнка и помогаем ему исследовать свои собственные пристрастия.
Выбирая кружок, родители могут идти двумя путями: развивать слабые стороны или же делать упор на сильных.
Пример: ребёнок гиперактивный, ему — по оценке родителей — не хватает усидчивости. Мама с папой стараются заинтересовать его шахматами или рисованием. С помощью внимательного и терпеливого педагога они вовлекают ребёнка в этот вид деятельности, поощряют его успехи, проявляют интерес к тому, что происходит на занятии, помогают выполнять домашние задания — если они есть.
Результат: ребёнок с помощью взрослых развивает те качества, которых ему недоставало. Он учится преодолевать то, что трудно. Это формирует гармоничную всестороннюю личность.
Другой пример: меланхоличный и рассудительный ребёнок показывает успехи в шахматной игре, что очень нравится маме, папе и бабушке. Но он часто болеет и не расположен к физическим нагрузкам. Родители решают, что успехов в спорте ему не добиться. И, надеясь уберечь его от переживания спортивных неудач, отказываются от идеи посещать спортивную секцию, сосредоточившись на шахматном кружке.
Результат: сосредоточившись на одном виде деятельности, ребёнок хорошо продвигается в выбранном направлении, он чувствует себя успешным. Первоклассный спортсмен из него бы не вышел всё равно, говорят мама и папа, зато вы только посмотрите на этого юного гроссмейстера!
Стоит обратить внимание: ключевым в обоих случаях является мнение взрослых — именно они отмечают те качества ребёнка, развитие которых следовало бы поощрять. Но это ни в коем случае не значит, что родителям приходится заставлять ребёнка "из-под палки"! В обоих случаях принципиально важной является личная заинтересованность ребёнка.
ШКОЛЬНЫЕ и ВНЕШКОЛЬНЫЕ УВЛЕЧЕНИЯ
Если ребёнку нравится всё из того, где он побывал, то вопрос о том, какой кружок выбрать, остаётся на усмотрение родителей. И здесь — если есть возможность — психологи советуют развивать слабые стороны. Ведь всегда полезнее учиться тому, чего не умеешь, чем стабильно показывать успехи в том, что и так даётся тебе без труда.
Такая тактика хороша для дошкольников и младших школьников — именно такой подход помогает развить все возможные задатки (даже те, которые до сих пор дремали). И если родители действовали именно так, то к семи-девяти годам они сами и ребёнок уже вполне чётко представляют себе тот багаж, который они наработали за ранние детские годы, посещая всевозможные кружки и секции. В 7-9 лет ребёнок и сам способен сформулировать свои предпочтения.
И если дошкольное детство можно считать этапом разведывательным, то начальная школа — это то время, когда ребёнок уже начинает подумывать о будущей профессии.
У МЕНЯ РАСТУТ ГОДА...
А вот к 12-13-ти годам уже пора задумываться о будущей профессии всерьёз. К чему склонен мой ребёнок? Что у него получается лучше всего, а что даётся с трудом? Каков он по характеру, как справляется с трудностями, склонен ли работать в команде?... На все эти вопросы любая внимательная мама ответит и без всяких специалистов. Однако, и всевозможные тесты могут стать хорошим подспорьем.
Психологи МГУ уже давно разработали специальную диаграмму профильных классов, которая рекомендована к внедрению в старших классах всех российских школ. По мнению специалистов, с 13-14 лет детей можно основательно готовить к будущей профессии, проводя тестирование после 8-го класса и разделяя старшие классы по следующим направлениям:
Информационно-технологический.
Физико-математический.
Лингвистический (языкознание).
Гуманитарный (общественные науки).
Социально-экономический.
Естественно-научный.
ПРОФЕССИИ КАК ОНИ ЕСТЬ
Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник) и средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. Вот эти типы:
Человек — человек
Человек — природа
Человек — техника
Человек — знак
Человек — художественный образ
По этим простым правилам можно составить для себя "идеальную формулу профессии" и понять, какая профессия подходит в том или ином случае.
Статья предоставлена сайтом "U-mama". Продолжение следует...
Поговорим о выборе профессии: когда есть смысл задумываться об этом?
*** Тема анонсирована в конференции "Подростки"
03.03.2015 13:58:44, СозвездиЯ
Спасибо, очень познавательно. Я на раннее развитие не водила сына, дома хватало желающих заниматься с ребенком. Ничего, считаю, не потеряли. И кружков не один поменял, пока нашел свое
03.03.2015 15:50:05, margareet
Из моего небольшого опыта - главное не навязывать ребенку свое мнение о его будущей профессии. Пока растет, пусть пробует все, что нравится. Я в свое время не отдала сына в музыкалку. Решила, что у него слуха нет, а значит и незачем время тратить. До сих пор нет-нет, да и вспомнит ) Хотя с профессией это не связывает. И в геологический поступать, можно сказать, не пустила. Теперь жалею. Не нужно было так резко вмешиваться
04.03.2015 10:42:49, Vik_ToRy
Знал бы где упасть, подстелил бы соломки. Я себя часто ловлю на том, что пытаюсь принять решение за детей. Одергиваю и снова ловлю. Наверное, подсознательно считаю их еще несмышленышами
12.03.2015 16:23:57, tisiana