При слово «наказание» в сознании всплывает нечто негативное: расплата, ограничение, запреты, агрессия… Может показаться, что использование данного понятия в воспитании устарело, ведь мы живем в «гуманистическом обществе», где царит культ «личной свободы».
Однако это не совсем верно. Несмотря на то, что многие виды наказания действительно ушли в прошлое или должны там оказаться (например, физическое и психологическое насилие, бойкот и др.), без них в воспитательном процессе обойтись очень трудно в силу объективных причин:
- наказание определяет границы дозволенного: у подростка зачастую отсутствует чувство меры – он не может остановиться в нужный момент, и иногда ему просто необходимо вмешательство со стороны;
- наказание учит ответственности: в мире существует не только свобода, но и ответственность – подросток должен быть готов отвечать за свои поступки;
- наказание дисциплинирует: оно заставляет думать, прежде чем действовать, и просчитывать вероятные последствия поступка.
Как наказывать подроста с пользой для формирующейся личности?
- В основе наказания должны лежать правила, выработанные совместно с ребенком и принятые им. Это своеобразный «договор» между родителями и ребенком.
- Среди форм наказания должны отсутствовать все варианты насилия.
- Наказание, по возможности, должно следовать сразу же за провинностью. Отсрочка возможна в случае болезни подростка, его пребывания в стрессовом и других неблагоприятных эмоциональных состояниях.
- За один проступок нельзя наказывать дважды.
- Наказание должно быть соизмеримо проступку.
- Если родитель предупредил о наказании за проступок, то надо придерживаться выбранной линии.
- Наказывая, демонстрируйте искренние эмоции, но не давайте подростку повода думать, что теперь вы стали любить его меньше, чем любили до проступка.
Как показывает практика, чаще всего непослушание наблюдается в семьях, где нарушен эмоциональный контакт между родителем и ребенком. Это возможно в семьях с гипоопекой, где подросток чувствует себя нелюбимым и ненужным, предоставлен сам себе, и своим неподобающим поведением он привлекает внимание значимых взрослых.
Сюда же относятся и семьи с гиперопекой, где демонстративное поведение подростка – стремление вырваться из-под гнета чрезмерной заботы.
Если в семье царит гармония, взаимопонимание, доверие в отношениях между родителями и детьми, то наказания используются достаточно редко.
И еще одно. Прежде чем наказывать подростка, ответьте себе на следующие вопросы:
Что бы чувствовал я, если бы меня наказывали подобным образом?
Понимает ли подросток, за что именно его наказывают?
Пойдет ли наказание на пользу ребенку?
Только после этого принимайте взвешенное решение. Имейте в виду: частое использование наказаний обесценивает их.
Подросток уже не ребенок, ему многое понятно и доступно, потому самое действенное наказание – это понимание содеянного, угрызения совести.
Маргарита Логвинова, [ссылка-1]
Как наказывать подроста: мнение
*** Тема анонсирована в конференции "Подростки"
10.10.2018 13:41:27, СозвездиЯ
Придерживаться выбранной линии не всегда получается, мама сказала "нет", а у папы свое мнение. Сначала нужно родителям между собой договориться и выработать правила
10.10.2018 15:01:42, AleksaBar
Мантра какая-то. Самое главное, отсутствует целеполагание. Нельзя рассматривать средство отдельно от цели.
Наказания подразделяются на кары и на стимулы. Карать можно только того, кого уже не любишь и с кем нельзя договориться. Ну а стимуляция никак не может быть экстраординарным редким явлением. Получается, что в статье пропагандируется карательный вариант педагогики, но при этом еще и без насилия. Это как?
И полное отсутствие конкретики, если не фото перед статьей. Лично я бы только фото и оставил. То есть название и фотография - коротко и конкретно. И сразу видно, что это не кара, а именно стимул. 10.10.2018 18:35:09, vbr2011
Наказания подразделяются на кары и на стимулы. Карать можно только того, кого уже не любишь и с кем нельзя договориться. Ну а стимуляция никак не может быть экстраординарным редким явлением. Получается, что в статье пропагандируется карательный вариант педагогики, но при этом еще и без насилия. Это как?
И полное отсутствие конкретики, если не фото перед статьей. Лично я бы только фото и оставил. То есть название и фотография - коротко и конкретно. И сразу видно, что это не кара, а именно стимул. 10.10.2018 18:35:09, vbr2011
Не принимать решение о наказании сгоряча и на волне сиюмитных эмоций, вот что важно, имхо. А как наказать, это уж в каждой семье по-своему решают
10.10.2018 22:00:45, Наталина4
Как-как, уверенно и по хозяйски, если так можно выразиться. С глубоким позитивным чувством хорошо исполняемого материнского долга и надеждой на вразумление и исправление на некоторое ближайшее время. Бережно, но добросовестно, а не абы как. Чутко. Внимательно. Так, чтобы подросток понял, что для мамы это очень важное дело. А не так, что с работы позвонили и она сразу отвлеклась. Пока наказываешь своего подростка, весь Мир с его проблемами может подождать. Даже лучшая подруга, даже муж, даже твои собственные мама с папой.
11.10.2018 22:20:50, Liskai
И зачем эта рекламная бредятина?
14.10.2018 02:00:55, tavifa can't log in wtf