Опасное образование

*** Тема анонсирована в конференции "Образование детей"
Надежда Григорьевна Храмова, кандидат психологических наук

Безграмотность, отсутствие навыков арифметического счета, историческое и естественнонаучное невежество, неумение читать серьезные тексты, внятно излагать свои мысли, алгоритмизация сознания, отсутствие литературного вкуса и смысловой логики – вот неполный перечень антикультурных компетенций, которыми современная система образования «предлагает овладеть» нашим детям.

Школа – важнейший этап в жизни человека. Именно в этот период ребенок должен почувствовать себя разумным существом, умом научиться постигать видимые и невидимые явления, овладеть умозрением как фундаментальной способностью личности, как инструментом собственной творческой деятельности по преобразованию себя и окружающего мира. Школьная жизнь приучает к самоорганизации, дисциплине и самостоятельности.

Именно на этих метафизических принципах была создана уникальная традиция отечественного образования. Зародившись в досоветский период, она достигла своего апогея в советское время и много десятилетий сохранялась и воспроизводилась учителями, педагогами-подвижниками и талантливыми методистами-наставниками.

Сегодня же мы наблюдаем прямо противоположное. Дети идут в школу, но знания, умения и навыки им не спешат дать. По стандартам (2-е ФГОСы) в 1-м классе детям не задают домашних заданий, не ставят оценок (используется «игрушечный» суррогат), у них нет дневников. Это приводит к тому, что школьники-первоклассники привыкают принимать развлечение за обучение, безответственность за социальную норму, изолированность от родительского контроля за свободу. Они привыкают к расхлябанности и волевой расслабленности. Вот такая антисоциальная адаптация навязана нашим первоклашкам.

Родители не могут толком узнать про содержание занятий, не могут организовать и проконтролировать подготовку к ним, не могут влиять на формирование учебных навыков. А ведь это ПЕРВЫЙ КЛАСС! Всегда его называли основополагающим. Мамы специально брали отпуск для того, чтобы помочь своим детям:

обрести навык подготовки домашнего задания (закрепление знаний + исполнительность);
научиться собирать портфель (планирование + панорамность мышления);
приучиться контролировать себя и по дневнику отчитываться за работу в классе и поведение на уроках (ответственность + самостоятельность).

Родители знали школьную жизнь и учебный материал, могли обсуждать его с учителем.

Но с началом вхождения России в «цивилизованный» Запад нашему обществу навязываются прямо противоположные тенденции. Школьников сначала «расхолаживают» под причитания лживых «реформаторских речевок», а потом обвиняют в плохих результатах. Но разве вина детей, что после «расслабухи» они мало способны к интеллектуальному напряжению? Продолжая обучение в последующих классах, школьники часто чувствуют себя непонимающими, даже самые простые темы (с нашей точки зрения) им сложны, словно мысли их «кто-то» запутал. Родителям приходится многое объяснять, рассказывать самое необходимое и обучать элементарным навыкам. Интерес и мотивация к обучению улетучивается, а школьная жизнь лишается радости. Все чаще родители с болью говорят о нежелании детей идти в школу, учиться.

Почему так случилось?.. Ведь на протяжении всех перестроечных десятилетий педагогическая, родительская и научно-преподавательская общественность, не останавливаясь, возмущалась и протестовала против вредоносных «новшеств»: против изгнания хороших учебников по математике, физике, русскому языку и другим предметам, против ЕГЭ и «секспросвета», против чиновничьего диктата над учителями и директорами школ, против примитивизма «болонской системы» и т. п.

Но машина модернизации школ шла, как танк, презрительно пренебрегая профессиональными доводами добросовестных практиков и ученых.

Год за годом внедрялись программы одна хуже другой, наращивались требования бумажной отчетности, умножалось число муниципальных проверок, разрушающих сложный и хорошо отлаженный механизм учебно-воспитательного процесса. Школу раскромсали по самым худшим западным шаблонам, по тем «инновационным проектам», которые уже названы негативными социальными экспериментами: разрушение преемственности всех образовательных ступеней, «секспросвет», «ювеналка», компетентностный подход, вариативность и т. п. А компьютеризация с первого года обучения – это еще одна нейропсихологическая ловушка, о которой стоит поговорить отдельно.

Сейчас ни в одной школе нет хороших программ, по которым большинство детей учились бы легко, с радостью и самостоятельно. В учебниках (навязанных министерством УМК) учителя видят бессистемность, непоследовательность, ошибки! Методические требования совершенно не учитывают психовозрастные возможности детей. Контрольные задания сочетают примитивность и заумность. Методологические требования (неверные по сути) сковывает потенциал учителей, загоняет их в зону «виноватости» (столько отчетов!), не оставляет педагогам времени на здоровое и вдумчивое общение с учениками. Ведь учитель – это особая профессия. Дети могут хорошо думать и любить предмет только тогда, когда с преподавателем установлены добрые, человеческие отношения. Педагогам необходимо время на восстановление душевных сил, а иначе – профессиональное выгорание.

Школу заманили в пространство невротической турбулентности. Казуистика модернистской риторики заключается в том, что подлые образовательные перемены реформаторы протащили под сладкое благозвучие «инновационных» намерений. А когда на школу была наброшена управленческая удавка, разрушительные перемены получили статус закона. Педагогическая и родительская общественность оказалась просто обманутой.

Сегодня ни у кого нет сомнений в том, что реформы, навязанные Министерством образования, оказались губительными для российского общества. Они привели не только к ужасающему понижению качества образования, но и к общекультурной дикости выпускников как средних (средне-специальных), так и высших учебных заведений.
22.03.2016 11:51:46, Trotter
Эти реформы начались в 1917-ом, а подготовлены еще раньше. Сейчас нас накрыла окончательная деградация учительского корпуса и лавина педагогических мифов и предрассудков, которые росли параллельно со снижением требований к школьнику и жертвами которых все мы оказались.
Плюньте тому в глаза, что снижение требований началось сейчас! Что, когда мы учились, были второгодники? Их уже не было даже у наших родителей! Или почти не было, на второй год оставляли тех, кого сейчас переводят в коррекционные классы.
Да, были ПТУ, не всех брали в 9 класс. Но морально разложиться они успевали и до 9-го. Выгонять надо было в пятом, оставлять на второй год в первом!
Моя мама еще в 70-ых жаловалась, что ей нельзя ставить двойки. С детского сада это помню. А сейчас эти недвоечники пришли в школы в качестве учителей. Впрочем, и у нас таких учителей хватало.
22.03.2016 14:48:45, vbr2011
зато сейчас при такой "прекрасной" программе оценка "2" имеет место быть не только в учебном процессе, но и за четверть и в год. девиз "стране нужны рабочие руки". многие учителя переложили всю ответственность на родителей, а родители на репетиторов.
у нас не было репетиторов, а у наших детей их несколько...что дети тупее стали?
23.03.2016 12:49:34, kocha
Конечно стали тупее, больший процент ходит в детский сад, родители больше времени проводят на работе, бабушки и дедушки стали меньше заниматься детьми. Как не быть детям тупее?
Были раньше репетиторы! Просто чаще ими были сами родители или их друзья. Школа и тогда ни чему особо не учила, а спецшкол было гораздо меньше.
Добавьте сюда всеобщую веру в воспитание без наказаний при полном отсутствии представления о том, как воспитывать, не наказывая. Не отрицаю теоретическую возможность, но наблюдаю практическую нереализуемость при данном уровне родительской компетенции. Наши родители в мистику и детей индиго не веровали.
Добавьте сюда деградацию учительского корпуса и широкую доступность не развивающих развлекательных технологий.
Добавьте общий информационный фон, на котором окончательно исчезла как таковая наука и уважение к "человеку образованному", образ которого полностью заменил так называемый "человек успешный".
Добавьте исчезновение из шаговой доступности научно-популярных журналов и примитивизм научно-популярных телепередач, которые и близко нельзя поставить с "Очевидным и невероятным" Капицы.
Добавьте бегство из страны нескольких миллионов образованных людей, минимум трети тех немногих, что были.
Добавьте гнетущее чувство отсутствия у страны и ее народа будущего как такового. Отсутствие глобальной перспективы перечеркивает мечты о позитивной личной перспективе. Планируя выживание, не думаешь о науке.
И после этого детям не стать тупее?!
23.03.2016 18:25:44, vbr2011
вот это верно
"В учебниках (навязанных министерством УМК) учителя видят бессистемность, непоследовательность, ошибки"
и их вижу и даже сами ученики
остальное болтология - систему создают люди, а много ли учителей хороших
а их готовит систем Высшего образования - может с нее начать?
а так приходится подстраиваться под педсостав какой есть
24.03.2016 09:00:19, Dezi
Реклама




Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

20.11.2017 22:14:57

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!