Логопедия

29.09.2015 17:04

Дислалия у детей

Дислалия - один из самых распространенных дефектов речи. Это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Ребенок либо не может произнести звук (пропускает его или искажает произношение), либо заменяет один звук другим.


Причины дислалии:


  • укороченная уздечка языка (подъязычная связка);

  • дефекты строения челюстей;

  • неправильное строение нёба;

  • толстые губы;

  • неправильное воспитание речи ребенка в семье;

  • подражание;

  • двуязычие в семье;

  • педагогическая запущенность;

  • недоразвитие фонематического слуха.

  • Дислалия может быть вызвана неумением ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.


    Очень часто родители обращаются к логопеду с просьбой: «Посмотреть ребенка, потому что он не произносит звук «Р». Когда логопед начинает обследовать, то выясняется, что у него нарушено произношение целого ряда звуков.


    Чаще всего дефектными являются:


  • шипящие звуки – ш, ж, ч, щ,

  • свистящие – с, сь, з, ц,

  • соноры – р, рь, л, ль.

  • Если ребенок не умеет чисто произносить звук ш, то произношение звуков ж, ч, щ также страдает. Обычно нарушается вся группа звуков.


    До трех лет ставить нарушенные звуки рано, но необходимо готовить ребенка и его артикуляционный аппарат к правильному произношению речи.


    Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно - она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды дислалии преодолеваются легче и быстрее.


    Сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка.


    Иванова Елена Викторовна
    Детский логопед второй категории
    Детская поликлиника Литфонда


    http://www.lit-baby.ru/
    24.07.2015 15:34

    Когда надо идти к логопеду?

    В настоящее время мамы и папы задаются вопросом: требуется ли их ребенку консультация логопеда, но немногие знают – наиболее благоприятный период в плане развития речи у малыша – 2-3 года. Именно в это время необходимо проконсультироваться у детского логопеда – соответствует ли речь ребенка его возрасту.

    Вам следует обратиться к логопеду, если:

    - До 2х лет у ребенка не появилась речь (ребенок молчит) или словарь ребенка составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист - логопед умеет стимулировать появление речи «неговорящих» детей.
    - Ребенок старше 4х лет не произносит правильно какие-то звуки. К этому времени у малыша полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно.
    Ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (заикается).
    - Ребенок старше 6х лет не запоминает стихи, не может пересказать текст, нарушает структуру слов.

    Точную причину нарушений, конечно же, должен определить логопед. Возможно, также потребуется консультация невропатолога, ортодонта и отоларинголога, сурдолога и психотерапевта.

    Возможные причины:

    - негативные факторы в период беременности и родов;
    - «педагогическая запущенность»
    - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе;
    - перинатальная энцефалопатия (ПЭП)
    - различные по происхождению поражения головного мозга до/во время или после родов, частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
    - наследственные факторы;
    - снижение слуха;
    - анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;
    - сосание пальца.

    Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. От совместной работы специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит семье малыша. Родителям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.

    Основными направлениями логопедической работы по стимулированию речи у «неговорящих» детей является:

    - нормализация мышечного тонуса, мелкой моторики;
    - развитие артикуляционного аппарата, тактильных ощущений, мимики;
    - выработка речевого дыхания;
    - стимуляция лепета, перевода слов из пассивного в активный словарь;
    - выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.

    Важно установить тесный контакт с ребенком, поднять его эмоциональное состояние. Логопед учит малыша фиксировать взгляд на конкретных предметах, выполнять сначала одноступенчатые, а потом двухступенчатые инструкции. Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего, диафрагмального дыхания.

    Тренировка движений пальцев и всей кисти рук, в том числе массаж, является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух («Сорока-ворона», «Ладушки» и др. ).

    Выполнение простых упражнений на развитие общей моторики - движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища – учит малыша выслушивать и запоминать задания, повторять их. Наблюдая за животными и птицами можно предложить малышу повторить их движения - как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка и т.п. В работе с детьми активно применяется различные игровые методики. Это позволяет повысить интерес к занятию и повысить эффективность всей работы.

    Логопедический массаж на лице, самомассаж, проводятся с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата (проводится с музыкальным сопровождением). Также проводятся игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха (бубен, колокольчик, погремушка, металлофон и т.п.).

    Использование компьютерных логопедических игр позволяет повысить динамику развития и индивидуализировать процесс коррекционного обучения. Любые нарушения речи можно исправить - важно не упустить время.

    Помните, грамотная, хорошо поставленная речь в будущем принесет Вашему ребенку только пользу!

    Иванова Елена Викторовна – детский логопед,

    Детская поликлиника Литфонда.
    http://lit-baby.ru/article/429-go-to-logoped
    30.11.2011 13:16

    Вовремя ли заговорил мой ребёнок?

    Это вопрос, который волнует всех родителей.

    Ребёнок, появившись на свет, не обладает врождённым знанием законов языка, на котором будет говорить. В определённый период своего развития он усваивает нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди.

    У младенцев и детей раннего возраста речь ещё не является ведущим средством общения, однако она стремительно развивается. На протяжении первого года жизни последовательно сменяется несколько стадий в звуковом развитии младенца. Первой звуковой реакцией является крик — врождённая реакция на действия раздражителей. В первый месяц младенцы плачут от 2 до 5 часов в сутки.

    На середину второго месяца жизни младенца приходится начало гуления. Гуление — звуковые выражения ребёнком положительного эмоционального состояния. В звукосочетаниях можно различить много звуков, которые позже будут элементами членораздельной речи. В 3 месяца ребёнок начинает воспроизводить звуки и инотнацию произносимые мамой, следит за движениями её губ и пытается повторить мимику материнского лица.

    С изменением строения и работы голосового тракта у ребёнка возникает возможность произнесения более сложных звуков. С 6-месячного возраста стадия гуления сменяется стадией лепета. Появляются звукосочетания типа ба, да, та. У 9-месячных детей произносимые звуковые комбинации усложняются, появляются сложные звукосочетания типа аба, огу, баба, ата.

    К концу первого года жизни ребёнок обладает достаточно большим пассивным словарём. Информация накапливается при общении со взрослым.

    После 1 года у ребёнка появляется речевое общение. Конечно, нет абсолютно чётких сроков возникновения и становления речи. Однако, наблюдения учёных и практиков выяснили схему сроков появления речи.

    Чтобы правильно наблюдать за собственным ребёнком, чтобы не опоздать с обращением к специалисту, родители должны представлять границы этих норм.

    Первые слова («бух», «дай») обычно появляются после года (1г. 3 мес.). Эти же слова выступают в роли предложений. Слоговая структура слова определяется одним слогом или повторением нескольких слогов («му», «га-га», «ту-ту»). Сосуществуют лепетные слова и слова человеческой речи, но оформленные 1 слогом или без окончаний, т. е. аморфные слова.

    После 1,5 лет появляется фраза: в одном предложении объединяются два аморфных слова. Расширяется активный словарь. Уточняется слоговая структура слова: появляется больше слов в два слога (мама, папа, киса). Качество первых слов и скорость приобретения новых индивидуальны для каждого ребёнка и находятся в прямой зависимости от общего психического развития. Ребёнок может привлечь внимание словом, сообщить что-либо, потребовать. Таким образом, речь становится вовлечённой в деятельность ребёнка.

    Уже с 2 лет дети начинают изменять свои высказывания, делая их более понятными собеседнику. Появляются фразы из 3-х — 4-х слов. Растёт количество глаголов, существительных, появляются прилагательные, местоимения и наречия. С 2,5 лет в предложениях появляются предлоги. Дети способны изменять интонацию в зависимости от игры и обстановки. Главное достижение ребёнка на протяжении второго года жизни — усвоение грамматических конструкций. Основной формой речи становится диалог.

    Малыш начинает свободно пользоваться речью на третьем году жизни при условии, что первые два года она развивалась правильно. Появляются первые сложные предложения, множественные числа, прошлое и будущее время, усваиваются и уточняются грамматические конструкции (согласование существительных с глаголами и прилагательными).

    К концу третьего года жизни ребёнок должен общаться с окружающими с помощью речи, знать своё имя, фамилию, имя мамы, имя папы, близких родственников.

    Если по каким-то причинам речевая деятельность не формируется вовремя, то в дальнейшем это приводит к недоразвитию речи в той или иной степени. Правда, надо заметить, что есть категория родителей, которые, наоборот, чрезмерно торопятся, предъявляя своим детям непосильную речевую нагрузку (повторение непонятных и трудных слов, декламация сложных по содержанию и больших по объёму стихотворений, запоминание сказок и рассказов, не соответствующих возрасту и развитию ребёнка), что также негативно сказывается на развитии речи. Слишком раннее речевое развитие — большая нагрузка на нервную систему ребёнка и может привести к неврозу. Не торопите время, дайте возможность саморазвитию.

    При запоздалом речевом развитии надо очень деликатно, тактично стимултровать появление речи. Разговаривайте с ребёнком неторопливо, чётко, короткими фразами, но не «передразнивая» его лепетную речь. Хорошо стимулирует речь пальчиковая гимнастика. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.

    При отклонении от стандартного развития всё-таки следует обратиться к помощи специалиста. Преодоление задержки темпов речевого развития требуют специально организованной коррекционной работы. Несформированность или недостаточность понимания обращённой речи, плохая дифференциация звуков речи, недостатки моторики артикуляционного аппарата или неврологические заболевания требуют помощи специалиста в форме консультативных и регулярных занятий.

    Скакунова Светлана Юрьевна
    логопед Детской поликлиники Литфонда
    Реклама





    Метки сообщений

    Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

    © 2000-2018, 7я.ру, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35954.

    АЛП-Медиа, 7ya@alp.ru, http://www.7ya.ru/

    Перепечатка сообщений из конференций запрещена без указания ссылки на сайт и авторов самих сообщений. Перепечатка материалов из прочих разделов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.

    21.01.2018 23:17:36

    7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

    Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!