Статья дня
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Почему многие мамы чувствуют, что они "недостаточно хороши"

Немного размышлений о том, кому и для чего нужен навязчивый Хэллоуин в детских учреждениях.

В комментариях к статье о Хеллоуине [ссылка-1] некоторые наши читатели писали о том, что и в нашей русской культуре есть нечто подобное. Например, Колядки. Что, мол, и мы с нечистью якшаемся - и ничего, живы пока… В этих праздниках и вправду есть нечто общее, но есть и существенные различия. Давайте рассмотрим и то, и другое.

Праздник Хеллоуина выпадает в ночь на 31 октября, когда по древним кельтским преданиям, власть переходит к повелителю тьмы Самайну. Это мистическое время, когда миры мёртвых и живых соприкасаются, когда силы тьмы властвуют над миром. И подобные дни действительно есть во многих языческих культах. В их основе - верования людей, живших с опорой на земледельческий календарь, на цикличность природных явлений. Окончание земледельческого года, наступление холодов и сокращение светового дня есть своеобразные символы умирания природы и всего живого, что и нашло отражение в культах древних народов от Скандинавии до Индии.

Теперь же давайте рассмотрим отличие Хеллоуина и Колядок. Для этого надо вкратце сказать, как представляли мир наши предки - славяне. Они издревле замечали смену времён года и смену фаз солнца. Отправные календарные даты - зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие. Поэтому солнечное божество древние представляли в четырёх ипостасях - на каждое время года. Весна - Хорс/Коляда, лето - Ярило, осень - Даждьбог/Купайла, зима - Сварог/Световит. Верховным богом был бог Род. Олицетворением зла и несчастий был Чернобог (Карачун), ужасное божество, которому приписывались все народные бедствия. Обитал он в аду, и только волхвы могли укротить его гнев. Чернобог вечно сражался с Белобогом, дающим добро и счастье, олицетворяя смену дня и ночи, тьмы и света, добра и зла.

По народным поверьям Чернобог - Карачун ( смерть, погибель, злой дух) берёт власть в самую долгую и самую холодную ночь в году - с 21 на 22 декабря, укорачивая светлое время суток и погружая мир во тьму. Считалось, что души предков могли в эту ночь прийти и спросить с живых, как они жили и как исполняли свой долг перед Родом и Богами. Эта ночь и завершала годовой цикл. На утро же появлялось новорожденное солнце - бог Коляда, прекрасный младенец, превращённый по поверьям в волчонка. Чтобы его освободить, надо снять с него волчью шкуру и сжечь. Так и появился ритуал обряжаться в шкуры и возжигать новогодние костры.

По обряду сначала в жертву солнцу приносили козла, затем Коляду надо было выкликать и зазывать, чтобы он появился на свет и даровал тепло и жизнь. Перед праздником волхвы пели волком (вещим воем), прогоняя злых духов. Днём готовили ритуальную еду - выпеченные фигурки скота, круглые хлеба с солнечной символикой, ночью жгли большие праздничные костры. Вокруг деревни против движения солнца гоняли горящий толстый обрубок бревна. Если удавалось прокатить его вокруг деревни и вернуть горящим обратно в костёр - деревню ждал благоприятный год. Под утро из праздничного костра уносили уголья, которыми разжигали свои печи. Праздник продолжался три дня, с 22 по 25 декабря, когда день прибавлялся "на воробьиный скок".

По дворам ходили ряженые, в основном юноши и девушки, пели песни, прославляющие Коляду, дающего всем блага. Ряженые выступали в роли духов предков, которые пришли проведать своё потомство, желали им в песнях благополучия и процветания. Колядовщики рядились в страшные маски, среди которых непременно была маска козы, кожух, который одевал один из юношей. Славяне верили, что коза приносит в дом достаток, хороший урожай и отпугивает злых духов. Взамен добрым пожеланиям колядовщики получали награду в виде пирогов, ватрушек, прочей снеди, пива, денег. Поскольку к почитанию предков относились серьёзно, то и колядующих одаривали щедро. Иначе можно было схлопотать вот такое пожелание:
"У скупого мужика родись рожь хороша
Колоском пуста, соломкой густа"

Можно много чего ещё рассказывать о Коляде, о параллелях с другими ритуальными мистериями, но сказанного достаточно для того, чтобы сделать вывод. В отличие от Хеллоуина, где возжигались ритуальные огни, посвящённые Самхэйну, богу тьмы и смерти, праздник Коляды и в языческие времена был посвящён богу солнца, свету, приносящему жизнь. Он торжествовал победу света над тьмой, жизни над смертью. Наверное, поэтому он довольно гармонично вписался в христианский календарь, опять-таки в отличие от Хеллоуина. Ведь что весь православный мир празднует вместе с колядовщиками, Святочной неделей , гаданиями и гульбой? Рождество Христово. Оно - главный праздник, а не разгул нечисти накануне. Что называется, почувствуйте разницу.
Так ли торжественно после Хеллоуина празднуют Всех Святых, коих немало дала католическая церковь? Да и празднуют ли вообще? А в свете последних заявлений сатанистов, претендующих на равноправное распространение своих материалов наряду с христианскими конфессиями, это далеко не праздный вопрос.

Нашей церкви удалось то, что не смогли сделать католики с Хеллоуином - интегрировать в себя языческий обряд. И ходят теперь колядовщики не с горящим кругом, символизирующим новорождённое солнце, а с Вифлеемской звездой и вертепом, разыгрывая представление о пришествии в мир младенца Христа. Бессмертная повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" прекрасно показала, где место беса, нечисти вообще, хоть она и изворотлива, и сильна. Перед Богом она - ничто, ноль.

Мы имеем за плечами мощную духовную традицию противления злу, духовной брани. Её явила церковь, в виде сонма мучеников за веру и народ - в виде жертвенного подвига борьбы с фашизмом. Негоже нам разменивать свою веру и традиции на откровенно чуждое смысловое действо, коим по смыслу является для нас Хеллоуин. Это - признак духовной слепоты и недопустимо в детских учреждениях. Ведь что посеешь- то и пожнёшь. Не надо добавлять тьму в детские души в наше и без того непростое время.

Вера Диковицкая, РВС.

*** Тема перенесена из конференции "Образование детей"
14.11.2014 18:00:12,

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Я навязчивого хэллоуина не видела за 16 лет и 7 детских учреждений ни разу. Ненавязчивый был 2 раза - в рамках изучения англоязычной культуры.
Ваши демоны все ка кна подбор надуманные...
14.11.2014 19:52:28, ЛюбимицаКлаппа
в детских учреждениях недопустимо вообще учитывать какие-либо явления церкви. а всякие забавные праздники - вполне можно. правда, их и не празднуют в школах моих детей 14.11.2014 20:02:48, Шерлок
Хэллоуин, конечно, не нужен детям. Особенно навязчивый)
Но так интегрировать языческие колядки в христианство точно не лучше. Статья со странным противопоставлением.
14.11.2014 20:12:06, Its4udo
Вот же вам неймётся. 14.11.2014 20:14:22, Мальва
У сына в школе праздник тыквы, все равно наряжаются ужастиками. Классно, весело, последний день перед каникулами. Почему ненужен? Я за любые праздники, пусть их будет много и разных. Ну нельзя постоянно только учится... 14.11.2014 20:19:10, ЛУЧИК
Тем более, про славянское язычество известно крайне мало. Как утверждают серьёзные учёные. А какая-то тётка знает столько подробностей.
А другая пишет идиотские истеричные посты бесконечно.
14.11.2014 20:21:09, Мальва
Постоянно учится, мммм....
Праздник можно сотворить из многих вещей. Праздник урожая, например. Нарядились бы все овощами-фруктами, все в порядке. А праздник нечистой силы, ну, сорри, сомнительно мне лично.
14.11.2014 20:39:14, Its4udo
Да, это бесконечное разжигание страстей утомило уже:(
Не спится прям этому вселенскому родительскому собранию, аж в симферополь съехались, беспокоятся о том, празднуют мои дети хэллоуин или нет.
14.11.2014 20:54:23, Mercury
Угу. А мне нет, официально называется праздник тыквы. Ну интереснее подросткам быть вампирами, чем яблоками. Знаете как весело было, а фотографии шедевры. 14.11.2014 20:56:58, ЛУЧИК
[удалено автором темы] 14.11.2014 21:07:34, Мальва
Чего в школе не нужно, так это привязки общих мероприятий к вопросам веры. Хэллоуин для детей определенно никаких тайных смыслов не несет, кроме легальной возможности нарядиться страшилками и подурачиться всем вместе. Зачем искать в этом то, чего нет? При чем тут Колядки?... ))

Но, справедливости ради, надо сказать, что о _навязчивом_ Хэллоуне я и не слышала. В нашей школе не празднуют, насколько я знаю. И "колядки" не празднуют :)))
14.11.2014 21:08:48, УникаЛьнаЯ
Вы сами читаете тот низкокачественный бред, который постите? Или это просто работа? 14.11.2014 21:09:44, Шоша
Думаю, низкокачественный бред - это когда что-то объявляют таковым без указания причин.
Давайте обсудим по существу. Или Вы переживаете, что у вас отберут низкопробную развлекуху и придётся развлекаться культурно?
14.11.2014 21:15:06, Trotter
А кто пробу поставил? Родительское собрание ваше?
Да, я переживаю, что не пойми кто лезет в жизнь. Дураков нет, все способны самостоятельно разобраться. Кому не нравится хеллоуин, тот может на него не ходить.
14.11.2014 21:29:09, Mercury
Страшно, конечно. Даже здесь и то достало, каждый день новая глупая пугалка:( а в жизни если таких встретишь? Бррррр:( 14.11.2014 21:30:19, Mercury
[удалено автором темы] 14.11.2014 21:35:43, Мальва
[удалено автором темы] 14.11.2014 21:37:58, Mercury
[удалено автором темы] 14.11.2014 21:40:25, Мальва
[удалено автором темы] 14.11.2014 21:43:25, Mercury
[удалено автором темы] 14.11.2014 21:47:56, Мальва
[удалено автором темы] 14.11.2014 22:34:49, Шоша
[удалено автором темы] 14.11.2014 22:46:17, Mercury
Ни один нормальный человек не будет разбирать статью написанную автором по мотивам википедии.
Мне лично вообще не важно справляет ли кто-то хеллоуин. Люди имеют право на свободу выбора. Никакого навяанного Хеллоуина ни разу не встречала
14.11.2014 23:10:28, Шоша
А если свобода, почему запрещено ставить пробу? И зачем Хеллоуин в школу тащить тогда? Идите на кладбище. Или свобода подразумевается только для кладбищенского юмора? 15.11.2014 01:17:47, Trotter
Если принять тезис, что изображение смерти влияет только на сознание, то тогда непонятно, для чего приучать детей к бессмысленному времяпровождению? Так и в секту можно угодить.
Но и этот тезис неверен.
15.11.2014 01:22:55, Trotter
Оскорблять тут никто никого не будет. 15.11.2014 01:23:36, Trotter
То есть Вы считаете, что возможны разрывы в истории человечества?
Народы длят и выполняют своё предназначение вот такими способами, и естественно, что есть преемственность.
Ещё Гегель писал о том, что даже стула без предыстории не бывает, не то, что человека.
15.11.2014 01:27:49, Trotter
Сказки ребёнку почитайте. Узнаете много нового. 15.11.2014 01:28:49, Trotter
В секте тоже весело. Сначала.
В фашистской Германии тоже было весело. Сначала.
Наша задача, как родителей - всё-таки следить за тем, чтобы к подростковому возрасту дети научились выбирать развлечения.
15.11.2014 01:30:51, Trotter
А кто просит заходить ко мне в тему? 15.11.2014 01:31:31, Trotter
С головой в песке, конечно, увереннее себя чувствуешь. Только это касается Ваших детей. 15.11.2014 01:33:23, Trotter
Девушки, когда кажется - перекреститесь. Говорят, помогает.
Навязчивые комментарии про "кажется" без единого аргумента, которые целый день навязываются мне в тему, прошу прекратить. Навязчивозть неаргументированных эмоций и разговоров с голосами в своей голове, которые полдня навязчиво навязываются в серьёзную тему мне неугодна, да.
А теперь я принимаю аргументы по существу.
15.11.2014 01:34:11, Trotter
А что Вас так беспокоит Симферополь, что целый день сюда пишете? 15.11.2014 01:35:08, Trotter
А в других учреждениях другие люди увидели.
И волнуются, что так и до чего-нибудь вроде "Нирваны" недалеко. Слышали о таком? Курт Кобейн хоть и осознал, да поздно было.
А мы хотим, чтобы детские учреждения и родители осознали вовремя.
15.11.2014 01:38:28, Trotter
В дополнении, тут ещё дело в том, что праздник урожая - это праздник результатов упорного труда.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда, так?
15.11.2014 01:46:02, Trotter
Тут про то, что это не забавный праздник.
Кроме того, в развивающем учреждении нам бы хотелось, как родителям, развивающих и жизнеутверждающих праздников.
15.11.2014 01:51:12, Trotter
Не разбирался, но норму определил. Это как? 15.11.2014 01:52:12, Trotter
Ну хорошо, давайте разбирать. Первое, что мне бросается в глаза - четырехликость Солнца в славянских поверьях. На самом деле точной информации об этом в исторических источниках нет, это уже более поздние интерпретации.
Самайн - нет такого божества у кельтов, это просто название праздника. Увы и ах.
15.11.2014 01:55:27, Mrs. John
На основании сказок делаются реконструкции, но они носят вероятностный характер. 15.11.2014 01:56:51, Mrs. John
Ага, а еще сорняки выбрасывают и деревьям ветки стригут, иначе гибнет и плодов не будет. 15.11.2014 02:40:23, Its4udo
Ну да, Курт Кобейн - это главное, что угрожает нашим детям. У вас прямо-таки туннельное зрение. 15.11.2014 07:32:13, ЛюбимицаКлаппа
праздник он не тут, он вообще. а тут да, вы из него нечто монструозное сделали. но у вас все темы такие 15.11.2014 08:14:10, Шерлок
В серьёзную тему? :)) 15.11.2014 08:43:24, Мальва
Где написано, что запрещено ставить пробу? Можно. Для себя и своих детей какие хотите пробы ставьте.
А остальные сами разберутся, куда им ходить. Без ваших указаний.
15.11.2014 09:13:16, Mercury
У, разошлась-то. Аргументов хочет к голосам в голове родителей, тусящих в севастополе. 15.11.2014 09:16:19, Mercury
Вот и не лезьте к моим детям. Раз их касается значит это мое дело, а не ваше. За своими смотрите. 15.11.2014 09:17:28, Mercury
Так вы врете. Если б кто-нибудь кого-нибудь оскорблял, сообщение удалили бы модераторы. Этого не было, значит, вы врете. 15.11.2014 09:18:43, Mercury
А почему вы думаете, что вы умнее и можете поучать других родителей, какие развлечения выбирать? 15.11.2014 09:20:33, Mercury
Зато тему про егэ снесла. И из подростков очередной свой триллер удалила.
Как бы так распространить эту практику;)
15.11.2014 09:23:57, Mercury
В обществе теперь пишет, вот и славно. 15.11.2014 09:38:49, Мальва
"изображение смерти" присутствует и в сказках, например. Я вообще категорически не согласна с попытками вложить в картинки смысл больший, чем в них есть :)
Про тезис понятно, что неверен, - ни на что это изображение не влияет. Ну, совсем малышей особо трепетных может напугать - но их и бабайка, и крокодил напугать может, это уж родителям виднее. Но мы-то про школьников, которые уж с русскими-народными и прочими сказками ознакомились давно.
15.11.2014 10:32:24, УникаЛьнаЯ
Так если это встречается в некоторых конкретных школах, значит, тем родителям и нужно высказать свое недовольство. НА собрании, в обращении к директору, объяснив и запретив (?) своим детям участвовать в этом. Если дети не будут участвовать - и празднования не получится.
Кстати, вспомнила - я слышала, что в одной школе такое отмечали, да. Школа с углубленным изучением английского, они там вообще практически все "англоязычные" традиции собрали и активно обыгрывают - на английском :) Родители (которых я знаю) не против.
15.11.2014 10:39:04, УникаЛьнаЯ
нет
большинство людей в отличие от вас просто живут - то грустят то радуются
а не занимаются глупой мистикой
по совку соскучились что ли?
15.11.2014 10:41:25, Dezi
в школе были председателем комсомольской организации? не наигрались еще? 15.11.2014 10:42:05, Dezi
мало ли чего вам бы хотелось
идите в церковно-приходскую школу - ват там будут развивающие церковные праздники
а других оставьте в покое
15.11.2014 10:43:24, Dezi
Следующий ваш опус будет о том, почему надо запретить валентинки и в обязательном порядке отмечать Февронью с кем-то там....? Это вам в конфу "общество" надо, а не сюда. Там с некоторых пор собрались любители за других думать, как им жить и навязывать правила воспитания чужих детей. 15.11.2014 10:56:40, Медведка
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!