Во второй половине 20 века за рубежом возник такой метод (приём) – активное слушание. В начале 21 века он становится очень, очень популярен у нас. Но фишка-то в том, что метод этот – один из многих. Мно-гих. А у нас, «благодаря» тому, что его усиленно культивируют, во многих семьях он стал едва ли не основным.
Ох, сколько мам малыши довели до отчаяния, пока те до слушания доросли!
Младенец кусается, а мама терпит, и терпит и… объясняет ему, почему кусаться нехорошо.
Или вот так. Ситуация.
Малыш подошёл и ударил, а мама ему:
- Ты чем-то расстроен?
Ребёнок кивает
- Тебе скучно?
Ребёнок кивает
- Ты хочешь со мной поиграть?
Ребёнок кивает
- Но сейчас я не могу, мне надо домыть пол и ещё пылесосом почистить. Подожди, мой хороший, сейчас уборку закончу и будем с тобой играть...
Ребёнок взвывает. И снова бьёт маму.
Ребёнку год и девять месяцев. Потрясающий диалог!
Мамочки, милые, Не надейтесь, что малыши поймут ваши длинные речи да собеседования. Мозг их до этого не дорос. Мышление их наглядно – действенное. Слова (т.к. речь – вторая сигнальная система) очень туго доходят до них.
Мышление наглядно - действенное сначала должно «дорасти» до наглядно образного, потом до логического. Вот тогда человек начинает преимущественно ориентироваться (и реагировать) на слова. Да и то в такие моменты, когда захлёстывают эмоции, слова (и речи, и слушания) фактически не помогают, со свистом пролетая мимо ушей.
Дети сориентированы на поступки, на действия. И только потом на слова.
Хотите, чтобы ваш ребёнок не кусался, дрался, не кидался игрушками (в вас) - сразу же, при любой хулиганской попытке, останавливайте его, ибо старательное "собеседование" он воспринимает как позволение, как сообщение: "можно вести себя как угодно, мама будет терпеть и... чего-то там говорить».
(с) Заряна Некрасова