(из серии рассказов о детской безопасности)
Рулев М.А., 11.08.2015
Часть 5 (заключительная). Помочь можно, если позвать знакомых взрослых
К чаю мама испекла пирогов с брусникой. Все участники чаепития ели их и нахваливали, не забывая участвовать в обсуждении опасного происшествия.
Папа Максима и Лизы, Борис Иванович, директор охранного агентства, уже всё обсудил с двумя пенсионерами, и готовился сделать выводы по сегодняшнему дню.
- Начнём с того, что вы, дети, замечательно обезвредили нашего «лжезлоумышленника» Павла Юрьевича.
Вывод номер 1: если незнакомый взрослый просит о помощи, ребёнок не обязан ему помогать лично; он может просто уйти, если испугался и не знает, что делать. Если же мальчик или девочка обучены, они могут, быстро уйдя от этого человека в безопасное место, позвать на помощь родителей или других знакомых взрослых.
Нет никого из знакомых взрослых рядом – можно издалека крикнуть о находящемся в беде незнакомце любому взрослому, желательно человеку в форме или женщине, то есть взрослым, которые, скорее всего, не опасны для самого ребенка.
Ребенок может подумать, что уйти – это невежливо, что его назовут трусом или чёрствым человеком; но при этом он должен подумать, что родители вовсе не хотели бы, чтобы он рисковал, приближаясь к незнакомцу, а были бы рады, если он будет действовать так, как описано выше.
Ребенок должен всегда задавать себе важный вопрос и отвечать на него: «Какого поведения ждут от меня мои родители? Они хотят, чтобы я был, прежде всего, в безопасности, а потом уже – вежливым и готовым прийти на помощь».
Вывод номер 2: любой человек может притвориться немощным инвалидом, а сам быть, например, чемпионом области по каратэ среди ветеранов, как Павел Юрьевич. Поэтому ребенок должен ориентироваться не на возраст и безобидность человека, а на то, знакомый это человек или нет. Если незнакомый – действуем по схеме, изложенной в выводе номер один.
Вывод номер 3: если ребенок не обучен правилам безопасного поведения, его нельзя оставлять без внимания ни на минуту. Это безответственно и чрезвычайно опасно. Те родители, которые считают, что «я же бегал один и ничего не случилось» могут себя поздравить с этим фактом и задуматься над тем, каким образом связано их детство, сегодняшняя обстановка на улицах и подготовки их ребенка в области личной безопасности. Ответ: никак. Поэтому не нужно снимать с себя ответственность за обучение своего ребенка; необходимо обучать его и контролировать степень его готовности гулять самостоятельно. Ваня не был готов, и то, что с ним ничего не случилось – чистое везение, не более того. Если его не обучать, возможно всякое.
Вывод номер 4: увидев ребенка со странными взрослыми людьми, необходимо уйти в безопасное место, стараясь не терять никого из вида, и сообщить об этом знакомым взрослым, чтобы проверить, не похищение ли это. Лучше перестраховаться, чем увидеть потом в новостях, что пропал именно этот мальчик, и корить себя за нерасторопность. Если сообщить некому, а время не терпит, можно, контролируя степень своей безопасности, заговорить с ребенком, как будто со знакомым; многое может проясниться. При этом рисковать нельзя, а то спасть придётся двоих.