Блог рекомендован редакцией 7я.ру Блог пользователя Михаил Рулев

Цель - обучение детей 7-11 лет (можно и младше, и старше) основам личной безопасности. Обмен опытом с родителями, педагогами, руководителями.
16.01.2018 21:58

Личная безопасность ребенка – 050

Продолжаю «перезагрузку» своей авторской программы «Личная безопасность ребенка». Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка

Этот выпуск – юбилейный, пятидесятый.
Поэтому он будет кратким.
Выскажу одну из самых важных идей (см. выпуск № 25)
в системе личной безопасности ребенка.

Вот эта идея:

Держи дистанцию!

Если ребенок будет находиться от незнакомца на расстоянии 2-3 метра, гораздо больше станет шансов на то, что он:
а) не возьмёт конфету, апельсин, машинку, телефон (не дотянется);
б) не будет поддерживать разговор (большая дистанция меньше располагает к доверительной беседе);
в) не будет сразу схвачен (незнакомцу труднее будет дотянуться);
г) …и т. д., и т. п.

Думаю, большинство родителей хотели бы, чтобы их дети научились дистанцироваться от незнакомцев.
Подробнее об этом смотрите выпуск ЛБР № 025
картинка
09.01.2018 21:02

Личная безопасность ребенка – 049

Продолжаю «перезагрузку» своей авторской программы «Личная безопасность ребенка». Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка
#личнаябезопасностьребенка

5 типичных ошибок, допускаемых родителями при обучении детей правилам безопасного поведения

Рулев М.А., автор курса
«Личная безопасность ребенка»,
учитель высшей квалификационной категории, к.п.н.,
МАОУ Гимназия № 205 «Театр» г. Екатеринбурга

Говоря о выполнении ребенком правил безопасного поведения, мы имеем в виду именно сознательное следование алгоритмам, обеспечивающим оптимальную безопасность ребенка.
Это означает, что ребенок не сидит дома в четырех стенах, самостоятельно ходит в школу, посещает спортивную секцию или художественную студию, гуляет на улице с товарищами.
Рассмотрим возраст 7-11 лет, хотя, конечно же, рассуждения могут быть актуальны для дошкольников и подростков.
Отметим в этой статье 5 типичных ошибок, допускаемых родителями при обучении детей конкретно правилам безопасного поведения при угрозе пожара и при общении с незнакомыми людьми, а также дадим рекомендации по их исправлению.
Вот они:
1. Запугивание
2. Избыточные запреты
3. Постоянное недоверие
4. Нежелание обучать ребенка
5. Низкий уровень подготовки самих родителей

Рассмотрим их подробнее (с вариантами нежелательного поведения) и дадим рекомендации, как их можно избежать.

Ошибка 1. Запугивание
При этом ребенок помнит лишь тот ужас, который произойдет после нарушения правила вместо алгоритма действий, который позволит ему избежать этих неприятностей.

1.1. Пожарная безопасность
Нежелательно: «Никогда не зажигай спички – обожжешься».
Рекомендуется: «Если ты зажжешь огонь, можешь обжечься. Давай посмотрим, как не обжечься, и что нам делать, если мы обожглись».

1.2. Личная безопасность
Нежелательно: «Если ты уйдёшь с незнакомцем, …» (напишите ужасы).
Рекомендуется: «Если к тебе подойдёт незнакомый человек (мужчина или женщина, дедушка или бабушка, мальчик или девочка), то ты отойди от него на безопасное расстояние (2-3 метра), скажи: «Извините» и быстро иди в безопасное место. Как можно быстрее расскажи об этой встрече родителям или знакомым взрослым».

Ошибка 2. Избыточные запреты
Ограничение свободы передвижения ребенка вместо объяснения алгоритмов правильного поведения и требований их выполнения.

2.1. Пожарная безопасность
Нежелательно: «Не отпущу тебя к бабушке - ты там ей весь дом сожжёшь».
Рекомендуется: «Ты хочешь поехать к бабушке. Давай вместе подумаем, как помочь ей не допустить пожара в её деревенском доме».

2.2. Личная безопасность
Нежелательно: «Не отпущу тебя на день рождения к товарищу, и всё!»
Рекомендуется: «Ты хочешь пойти на день рождения к товарищу. Давай вместе подумаем, как сделать так, чтобы праздник прошёл замечательно, с соблюдением правил безопасного поведения».

Ошибка 3. Постоянное недоверие
Неверие в возможность ребенка обеспечить собственную безопасность: прогнозирование и моделирование неверного поведения ребенка.

3.1. Пожарная безопасность
Нежелательно: «Я запрещаю тебе разводить в нашем походе костёр. Ты весь лес спалишь. Пусть только папа его разводит».
Рекомендуется: «Ты в походе, и это здорово. Давай вместе с папой разведём костёр так, чтобы лес не пострадал; тогда на второй стоянке я разрешу тебе развести его самостоятельно, а мы с папой посмотрим».

3.2. Личная безопасность
Нежелательно: «Не отпущу тебя гулять одного. Тебе ещё рано. Ты сразу с первым встречным незнакомцем уйдёшь».
Рекомендуется: «Ты хочешь гулять один. Давай подумаем, что можно сделать, чтобы твои прогулки были безопасными для тебя, и чтобы мы за тебя не волновались».
Примечание: бывает, что родители всё же не отпускают ребёнка гулять одного из-за сложной криминогенной
обстановки в районе их дома.

Ошибка 4. Нежелание обучать ребенка
Низкий приоритет организации специальных занятий с ребенком по отработке правил безопасного поведения (мне некогда!).

4.1. Пожарная безопасность
Нежелательно: «Мне некогда учить тебя пользоваться огнетушителем. Отстань от меня! Вот дядя Коля приедет через полгода и всё тебе расскажет».
Рекомендуется: «Ты молодец, что захотел научиться пользоваться огнетушителем. Через полгода приедет дядя Коля и расскажет тебе всё подробно, а пока давай вместе прочитаем инструкцию и попросим папу на выходных показать нам, как огнетушитель работает. Он и тебе даст попробовать».

4.2. Личная безопасность
Нежелательно: «Сиди дома! Не отпущу гулять одного! Некогда мне с тобой заниматься!»
Рекомендуется: «Это хорошо, что ты хочешь гулять во дворе один, без меня. Наши правила семейной безопасности говорят, что надо научиться обеспечивать свою безопасность. Я прямо сегодня не могу с тобой позаниматься. А вот через два дня мы с тобой обсудим все вопросы и будем готовиться к тому, чтобы ты гулял один, соблюдая правила безопасного поведения».

Ошибка 5. Низкий уровень подготовки самих родителей
Отсутствие у родителей стремления повышать собственную квалификацию в области безопасности и обучать затем ребенка.

5.1. Пожарная безопасность
Нежелательно: «Ты меня спрашиваешь, сынок, что делать, если на сковородке загорелось масло? Думаю, надо, как обычно, залить огонь водой».
Рекомендуется: «Что-то я не уверена в своих знаниях о тушении горящего масла на сковородке. Давай вместе посмотрим в Интернете на сайте МЧС Свердловской области или в журнале «Наша Защита» ТЦМ Свердловской области, что делать в этом случае».

5.2. Личная безопасность
Нежелательно: «Если тебя незнакомец спросит тебя, как пройти на какую-нибудь улицу, скажи ему, что ты не навигатор, и пусть он не позорится, спрашивая дорогу у детей».
Рекомендуется: «Если тебя незнакомец спросит тебя, как пройти на какую-нибудь улицу, то, действуй, как обычно - отойди от него на безопасное расстояние (2-3 метра), скажи «Извините» и быстро иди в безопасное место. Как можно быстрее расскажи об этой встрече родителям или знакомым взрослым».

Это лишь пять ошибок, часто встречающихся в обучении детей правилам безопасного поведения. Зная их, родители могут улучшить качество своих занятий с детьми, понимая, что хорошо подготовленный ребенок сможет во многом сам обеспечивать собственную личную безопасность.

У него будет постепенно формироваться культура безопасного поведения, что позволит ему уверенно вести себя в самых разных потенциально небезопасных ситуациях.
картинка
03.01.2018 23:14

Личная безопасность ребенка – 048

Продолжаю «перезагрузку» своей авторской программы «Личная безопасность ребенка». Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка
#личнаябезопасностьребенка

Арсенал приемов ЛБР (Личной Безопасности Ребенка)
В книге Сунь-цзы «Искусство войны» (в переводе академика Н. И. Конрада) (Источник: https:// asagao.nethouse.ru/static/doc/0000/0000/0218/2­18623.q6tphimoyt.pdf) в главе 8 («Девять изменений») можно прочитать следующее: «6. Правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю нападение на себя невозможным для него».
Иначе говоря, родители не должны уповать на то, что к их ребенку никогда не подойдёт незнакомый человек.

В контексте приведённой выше цитаты нужно ответить на два вопроса:
1. Как сделать такую ситуацию (нападение) менее вероятной (по Сунь-Цзы - невозможной)?
2. С чем, с каким арсеналом приёмов личной безопасности ребенок встретит незнакомого человека?

Таким образом, обучение правилам безопасного поведения является (в контексте цитаты Сунь-Цзы) одним из важных правил жизни (ведения войны) современного человека.

Необходимо принять тот факт, что в какой-то момент ребенок останется один, и принимать решения о своих действиях он будет самостоятельно, используя свой Арсенал приемов Личной Безопасности Ребенка.

картинка
01.01.2018 23:08

Личная безопасность ребенка – 047

Продолжаю «перезагрузку» своей авторской программы «Личная безопасность ребенка». Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка
#личнаябезопасностьребенка

Необычное поведение

В книге «Тридцать шесть стратагем. Сокровенная книга по военной тактике» (Источник: [ссылка-1]) цитируются следующие слова Сунь-цзы: «Когда враг превосходит тебя в численности и твоё положение таково, что ты ожидаешь вторжения в любой момент, отбрось все попытки военной подготовки и действуй спокойно. Пока враг не имеет ясного и верного понимания твоего положения, необычное поведение возбудит у него подозрения. Тогда он воздержится от атаки».

В описании приема «Я не один» (выпуски № 37 и 39) рассматривался вариант поведения ребенка, который делает вид, что обращается к кому-то за помощью.
Алгоритм из Выпуска № 37. Прием «Я не один». Его используют в тех ситуациях, когда ребенок попадает в сложную ситуацию, и к нему приближаются явно превосходящие силы неприятеля: взрослый незнакомый человек или несколько сверстников. Если ребенок уверенно и громко начнет разговаривать с воображаемым собеседником, махать ему рукой, непрошеные гости могут смутиться и, решив, что ребенок не один, уйти восвояси.
Алгоритм из Выпуска № 39. Можно выделить три элемента приема:
1. Обнаружение взрослых людей, связываться с которыми любители не захотят.
2. Уверенное обращение к этим взрослым, движение в их сторону.
3. Если необходимо – негромкое извинение и стремительное перемещение в нужном направлении.

Приём «Необычное поведение» представляет собой создание ребенком у незнакомца ощущения некоторого подвоха.
Например, незнакомый взрослый человек подходит к ребенку, который растерялся и не сообразил, что чуть раньше уже пора было уходить или убегать.
Если ребенок продолжит стоять с растерянным и испуганным видом, незнакомец решит, что ребенок, скорее всего, один, без взрослых (так и есть, кстати, на самом деле), и что можно действовать спокойно, не боясь помех со стороны.
В этот момент ребенок может повести себя совершенно непредсказуемо, и строго держать линию поведения до конца.
Например, один папа рассказывал, как его девятилетний сын, когда обнаружил, что рядом с ним возник какой-то подозрительный дедушка, сильно испугался от неожиданности, но радостно воскликнул: «А, это Вы, Иван Иванович, папа сейчас тоже подойдет, он Вас везде ищет».
Незнакомый человек с бородкой вдруг заерзал и сказал примерно следующее: «Конечно, да, только я попозже подойду».
Он быстро ушел, оглядываясь, а ребенок в ужасе побежал домой, где и рассказал всё бабушке. Та выглянула с балкона, но никого уже не было.

Не каждый ребенок сможет без подготовки вести себя «необычно». Всякий экспромт должен быть тщательно подготовлен. Придумайте со своим ребенком 2-3 сценария, отрепетируйте их, и арсенал спецприёмов ребёнка оснастится новым эффективным приёмом.
картинка
Реклама





Метки сообщений

Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

© 2000-2018, 7я.ру, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35954.

АЛП-Медиа, 7ya@alp.ru, http://www.7ya.ru/

Перепечатка сообщений из конференций запрещена без указания ссылки на сайт и авторов самих сообщений. Перепечатка материалов из прочих разделов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.

15.08.2018 00:52:46

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!