Статья дня
Путешествие в сказку: куда поехать с ребенком по местам детских книг
Путешествие в сказку: куда поехать с ребенком по местам детских книг
Тематические парки и музеи по мотивам детских книжек в России и за рубежом

Личная безопасность ребенка – 049

Продолжаю «перезагрузку» своей авторской программы «Личная безопасность ребенка». Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка
#личнаябезопасностьребенка

5 типичных ошибок, допускаемых родителями при обучении детей правилам безопасного поведения

Рулев М.А., автор курса
«Личная безопасность ребенка»,
учитель высшей квалификационной категории, к.п.н.,
МАОУ Гимназия № 205 «Театр» г. Екатеринбурга

Говоря о выполнении ребенком правил безопасного поведения, мы имеем в виду именно сознательное следование алгоритмам, обеспечивающим оптимальную безопасность ребенка.
Это означает, что ребенок не сидит дома в четырех стенах, самостоятельно ходит в школу, посещает спортивную секцию или художественную студию, гуляет на улице с товарищами.
Рассмотрим возраст 7-11 лет, хотя, конечно же, рассуждения могут быть актуальны для дошкольников и подростков.
Отметим в этой статье 5 типичных ошибок, допускаемых родителями при обучении детей конкретно правилам безопасного поведения при угрозе пожара и при общении с незнакомыми людьми, а также дадим рекомендации по их исправлению.
Вот они:
1. Запугивание
2. Избыточные запреты
3. Постоянное недоверие
4. Нежелание обучать ребенка
5. Низкий уровень подготовки самих родителей

Рассмотрим их подробнее (с вариантами нежелательного поведения) и дадим рекомендации, как их можно избежать.

Ошибка 1. Запугивание
При этом ребенок помнит лишь тот ужас, который произойдет после нарушения правила вместо алгоритма действий, который позволит ему избежать этих неприятностей.

1.1. Пожарная безопасность
Нежелательно: «Никогда не зажигай спички – обожжешься».
Рекомендуется: «Если ты зажжешь огонь, можешь обжечься. Давай посмотрим, как не обжечься, и что нам делать, если мы обожглись».

1.2. Личная безопасность
Нежелательно: «Если ты уйдёшь с незнакомцем, …» (напишите ужасы).
Рекомендуется: «Если к тебе подойдёт незнакомый человек (мужчина или женщина, дедушка или бабушка, мальчик или девочка), то ты отойди от него на безопасное расстояние (2-3 метра), скажи: «Извините» и быстро иди в безопасное место. Как можно быстрее расскажи об этой встрече родителям или знакомым взрослым».

Ошибка 2. Избыточные запреты
Ограничение свободы передвижения ребенка вместо объяснения алгоритмов правильного поведения и требований их выполнения.

2.1. Пожарная безопасность
Нежелательно: «Не отпущу тебя к бабушке - ты там ей весь дом сожжёшь».
Рекомендуется: «Ты хочешь поехать к бабушке. Давай вместе подумаем, как помочь ей не допустить пожара в её деревенском доме».

2.2. Личная безопасность
Нежелательно: «Не отпущу тебя на день рождения к товарищу, и всё!»
Рекомендуется: «Ты хочешь пойти на день рождения к товарищу. Давай вместе подумаем, как сделать так, чтобы праздник прошёл замечательно, с соблюдением правил безопасного поведения».

Ошибка 3. Постоянное недоверие
Неверие в возможность ребенка обеспечить собственную безопасность: прогнозирование и моделирование неверного поведения ребенка.

3.1. Пожарная безопасность
Нежелательно: «Я запрещаю тебе разводить в нашем походе костёр. Ты весь лес спалишь. Пусть только папа его разводит».
Рекомендуется: «Ты в походе, и это здорово. Давай вместе с папой разведём костёр так, чтобы лес не пострадал; тогда на второй стоянке я разрешу тебе развести его самостоятельно, а мы с папой посмотрим».

3.2. Личная безопасность
Нежелательно: «Не отпущу тебя гулять одного. Тебе ещё рано. Ты сразу с первым встречным незнакомцем уйдёшь».
Рекомендуется: «Ты хочешь гулять один. Давай подумаем, что можно сделать, чтобы твои прогулки были безопасными для тебя, и чтобы мы за тебя не волновались».
Примечание: бывает, что родители всё же не отпускают ребёнка гулять одного из-за сложной криминогенной
обстановки в районе их дома.

Ошибка 4. Нежелание обучать ребенка
Низкий приоритет организации специальных занятий с ребенком по отработке правил безопасного поведения (мне некогда!).

4.1. Пожарная безопасность
Нежелательно: «Мне некогда учить тебя пользоваться огнетушителем. Отстань от меня! Вот дядя Коля приедет через полгода и всё тебе расскажет».
Рекомендуется: «Ты молодец, что захотел научиться пользоваться огнетушителем. Через полгода приедет дядя Коля и расскажет тебе всё подробно, а пока давай вместе прочитаем инструкцию и попросим папу на выходных показать нам, как огнетушитель работает. Он и тебе даст попробовать».

4.2. Личная безопасность
Нежелательно: «Сиди дома! Не отпущу гулять одного! Некогда мне с тобой заниматься!»
Рекомендуется: «Это хорошо, что ты хочешь гулять во дворе один, без меня. Наши правила семейной безопасности говорят, что надо научиться обеспечивать свою безопасность. Я прямо сегодня не могу с тобой позаниматься. А вот через два дня мы с тобой обсудим все вопросы и будем готовиться к тому, чтобы ты гулял один, соблюдая правила безопасного поведения».

Ошибка 5. Низкий уровень подготовки самих родителей
Отсутствие у родителей стремления повышать собственную квалификацию в области безопасности и обучать затем ребенка.

5.1. Пожарная безопасность
Нежелательно: «Ты меня спрашиваешь, сынок, что делать, если на сковородке загорелось масло? Думаю, надо, как обычно, залить огонь водой».
Рекомендуется: «Что-то я не уверена в своих знаниях о тушении горящего масла на сковородке. Давай вместе посмотрим в Интернете на сайте МЧС Свердловской области или в журнале «Наша Защита» ТЦМ Свердловской области, что делать в этом случае».

5.2. Личная безопасность
Нежелательно: «Если тебя незнакомец спросит тебя, как пройти на какую-нибудь улицу, скажи ему, что ты не навигатор, и пусть он не позорится, спрашивая дорогу у детей».
Рекомендуется: «Если тебя незнакомец спросит тебя, как пройти на какую-нибудь улицу, то, действуй, как обычно - отойди от него на безопасное расстояние (2-3 метра), скажи «Извините» и быстро иди в безопасное место. Как можно быстрее расскажи об этой встрече родителям или знакомым взрослым».

Это лишь пять ошибок, часто встречающихся в обучении детей правилам безопасного поведения. Зная их, родители могут улучшить качество своих занятий с детьми, понимая, что хорошо подготовленный ребенок сможет во многом сам обеспечивать собственную личную безопасность.

У него будет постепенно формироваться культура безопасного поведения, что позволит ему уверенно вести себя в самых разных потенциально небезопасных ситуациях.
картинка
09.01.2018 21:02:10,

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!