Политбюро о реформе школы на принципах А.Я Данилюка
Наше образование реформируют не просто по халатности, а по теории.
[ссылка-1]
В одной из таких теорий автор А.Я Данилюк [ссылка-2] выделяет три принципа интеграции образования [ссылка-3] :
1. Диалектическое единство интеграции и дифференциации. Интеграция диалектически связана с дифференциацией. Интеграция и дифференциация рассматриваются как две тенденции человеческого познания: а) представлять мир как единое целое, б) глубже и конкретнее постигать закономерности и качественное своеобразие различных структур и систем. Дифференциация и интеграция проявляются одна в другой и одна через другую. Дифференциация не ведет к утрате целостности системы, напротив, она является необходимым условием ее развития и функционирования.
2. Антропоцентризм – особое, исторически складывающееся отношение педагога к образовательному процессу, в котором центральное место и активная роль отводится ученику. Согласно принципу антропоцентризма, ученик занимает центральное положение в образовательной системе, а его сознание является важнейшим фактором интеграции учебного содержания. Ученик становится не только смысловым (тем, ради чего), но и организационным центром образования (субъектом учения, субъектом конструирования учебного содержания) при условии, что он интегрирует в сознании разные учебные тексты Интеграция разного знания сознанием приводит к появлению нового знания, так что важнейшим показателем антропоцентрированного, развивающего образования является способность ученика генерировать новые (условно-новые) тексты.
3. Культуросообразность. Современное образование все более приобретает культуросообразный характер. Культура выступает для него в качестве модели-образа, в соответствии с которым оно само организуется. Образование – это еще не вся культура, оно представляет собой ее часть, но такую, которая, в отличие от всех других ее составляющих, в малом масштабе воспроизводит культуру в ее целостности и внутренней дифференцированности. Образование – это микрокосм культуры. Следуя данному принципу, можно утверждать, что образовательная система являет собой особый, научно обоснованный образ культуры [1, С.260-276].
1. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. – Ростов-н/Д., 2000. - 440с.
При чтении словосочетания "Ученик становится не только смысловым (тем, ради чего), но и организационным центром образования (субъектом учения, субъектом конструирования учебного содержания) " что-то всколыхнуло мою память... И как показала практика - совершенно не случайно. В постановлении Политбюро(Протокол ПБ № 113 от 25 августа 1932 г. п.19: О программах низшей, средней и высшей школы и о школьном режиме (ПБ от 23-5-1932, протокол № 101, п. 9 и от 16-8-1932, протокол № 112, п. 46; Постышев, Каганович Л.). [ссылка-4] ) уже обсуждалось, к чему приводят такие словосочетания:
ЦК ВКП(б) отметил, что отсутствует увязка между отдельными звеньями школьной системы, в результате чего начальная и средняя школа по уровню знаний не отвечает задачам подготовки кадров для поступления в техникумы, вузы и втузы.
В числе других мер для исправления результатов подобных экспериментов в образовании Политбюро предлагает:
"При переработке программы руководствоваться рядом принципов: а) провести внутреннее перераспределение учебного материала; б)( устранить факты недостаточной увязки между учебными программами; в) учесть использование в учебных занятиях материал социалистического строительства; г) усилить элементы историзмам в программах; д) увеличить количество часов на математику; ж) средняя школа должна обеспечить знание одного иностранного языка; з) улучшить программу преподавания родного языка; и) ввести в школьные программы важнейшие знания, касающиеся национальных культур народов СССР; к) переработать учебные программы по трудовому обучению. II. Об организации учебной работы и укреплении школьного режима. ЦК предлагает ликвидировать извращения лабораторно-бригадного метода, а учебный процесс в школе организовать не следующей основе: а) Основной формой организации учебной работы в начальной и средней школе должен являться урок с данной группой учащихся со строгим определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся. б) Преподаватель обязан систематически, последовательно излагать преподаваемую им дисциплину, приучая детей к работе над учебником и книгой, к работе в кабинете, учебной лаборатории, мастерской, применяя при обучении демонстрации опытов и приборов, экскурсии и т.д. в) В основу учета школьной работы должен быть положен текущий, индивидуальный, систематический учет знаний учащихся. Считать необходимым установление в конце года проверочных испытаний для всех учащихся. г) Предложить НКПросу срочно разработать методики по отдельным дисциплинам, а также по различным видам учебно-воспитательной работы. д) Заведующие школами и педагоги обязаны вести воспитательную работу, бороться с нарушителями порядка, привлекая к этому общественные организации, а злостных хулиганов исключать из школы. е) НКПросу РСФСР разработать мероприятия по педагогической пропаганде, приступив к составлению и изданию популярной педагогической литературы для родителей. ж) Развернуть производство и снабжение начальной и средней школы учебными пособиями, учебной литературой, а также стандартного оборудования рабочих комнат и школьных мастерских."
Хотя это постановление не учитывает наработки советской школы, его можно принять за основу при планировании работ по восстановлению образования в Российской Федерации.
Алексей Фисич, РВС