Образовательное учреждение, о котором мне хочется рассказать, – ГБОУ гимназия № 1358.
Но рассказывать я буду про детский сад № 2412 с уютным названием «Митюша». А точнее, о том, как детский садик «Митюша» превратился в дошкольное отделение гимназии № 1358, в котором уже страшно становится даже маме ребенка…
20 лет назад в новом микрорайоне, расположенном за МКАД Москвы, открылся детский сад. Недавно отмечалось 20-летие сада, и на видеосъемке из архива радостные, довольные, счастливые, молодые, светящиеся и волнующиеся заведующая детским садом Клименко Галина Николаевна и директор соседней школы Живилин Вячеслав Владимирович разрезали ленточку, открывая часть учебно-воспитательного комплекса №1837 (детский сад и школа – вместе учебно-воспитательный комплекс).
Видно и слышно, как они действительно рады, сколько сил вложено в открытие этого садика для детей. Рядом первые педагоги, трудовая деятельность которых в этом саду началась с уборки, доделывания ремонта, расстановки мебели, украшения, отмывания и много другого, что было сделано с теплом, радостью, душой.
Смотришь, слушаешь и видишь живых, настоящих людей.
Перевожу глаза с экрана и вижу ту же заведующую, но спустя 20 лет. Работают некоторые из тех же педагогов. Они смотрят на экран, внутри них пробуждаются воспоминания, эмоции, настоящий, почти осязаемый душевный свет льется из глаз!
Но… Взгляд их отрывается от экрана и люди на глазах тают, меркнут, становятся серыми и безжизненными...
Мрачное и тяжелое бессмыслие исходит от них в первую секунду, а потом оно заменяется «значком доллара» в глазах. Внутренняя пустота и бессмыслие наполняются миром материальным, миром вещей, качества вещей, стоимости вещей и людей... Смысл деятельности, мотивация деятельности, цель деятельности – прибыль.
...
Как же получилось так? Почему нормальные и живые, жаждущие деятельности, мечтающие учить и воспитывать детей педагоги, которые стремились достичь в своей деятельности высокого педагогического идеала – воспитания всесторонне развитой личности, патриотичной, способной на героическое служение, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, превратились в этих мертвых и бездушных служителей «Сферы услуг»? Педагоги, которые и сами должны быть тем идеалом, образцом для всех людей вокруг?
20 прошедших лет и такие изменения!
Начну с самого начала. 1990-е годы. Новый район Москвы, идет застройка... В те годы, когда открывался сад, на новостройку назначался руководитель примерно за 6 месяцев до предполагаемого открытия. Заведующая садом сама следила за окончанием отделочных работ, сама набирала персонал, сама закупала мебель, игрушки, приводила в порядок территорию...
Открыли! Радость, счастье, еще шажок к цели, еще одна задача решена! И ведь не просто детский сад, а детский сад для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА).
Через несколько лет в саду были открыты группы кратковременного пребывания «Особый ребенок», «Лекотека», в которых могли и могут пока заниматься дети-инвалиды.
Великолепные условия были созданы в этом саду заведующей, подобраны высокопрофессиональные педагоги.
...
Казалось бы, живи и радуйся, что ты смог сделать столько для детей, что теперь есть тебе, как человеку, чем гордиться. Так почему же такая тоска исходит от руководителя этого сада? Откуда эта злость на весь мир, эта, прикрывающая внутреннюю безысходность, агрессия?
Все начиналось с малого... Ведь работать в государственном детском саду и идти против государства, против его целей и задач, сложно. А педагогические идеалы у воспитанного в советские времена педагога и постперестроечного государства,увы, противоположны.
Вспомним слова министра образования и науки Российской Федерации (с 2004 по 2012 год) Фурсенко А. А. «Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя».
Эти слова отражают всю суть реформ в образовании. Вот так и заведующая детским садом встала перед выбором: совесть или должность. А ведь должность – это деньги, достаток, комфорт, престиж, европейское будущее, машина и квартира, курорты и гномики на даче.
И вокруг все тоже продают, кто дешевле, а кто дороже, свои идеалы...
И так, по чуть-чуть, по чуть-чуть стала прогибаться, проминаться, подстраиваться под систему заведующая садом. Сдаются позиции, вроде малость отступил, пока еще далеко до той черты, которую начертил себе, как роковую. Но если подумать и взвесить, если просчитать и подсчитать, то и черту можно отодвинуть.
Как в сообщающихся сосудах, педагогическое призвание у главного «педагога» детского сада Клименко Г. Н. заменялось материальной составляющей... Идеальная чистота, идеально ровные стены (ни один «гвоздь» нельзя «вбить» без разрешения), книги на полке по росту, мебель переставлять нельзя, шторы менять нельзя, рисунки детей в строго отведенном месте, клумбы засажены строго подобранными цветами и т. д., и т. п.
Ноющая и воющая, скребущая и царапающая изнутри совесть придавливалась кипучей «деятельностью». Помыть, подмести, поскрести, переложить, упорядочить. Все должны суетиться, бегать, перекладывать, докладывать, а руководитель должен кричать, ругать, пинать. В этой бессмысленной деятельности тонет внутренняя пустота, главное – не останавливаться и не вспоминать, не думать и не чувствовать. Добежать до вечера и упасть в забытьи усталости.
И вокруг, кто вокруг? Педагоги? Коллеги? Коллектив? Вокруг джунгли.
Отсутствие общей идеи, цели деятельности, объединяющей педагогов, привело к тому, что коллектив превратился в стаю. Стаю, где каждый друг другу враг, где каждый сам за себя. Стаю, где есть вожак, который сильнее, могущественнее и его надо бояться. Бояться до тех пор, пока он не оступится, пока он «не промахнется»...
И если вдруг упадешь вниз, туда, где исходят слюной «коллеги-Табаки», если поскользнёшься на своей вершинке и упадешь, то они разорвут, эти прикормленные доносчики, подлизы, подпевалы.
А ведь я пишу про детский сад, место, где воспитывают детей. Хотя сейчас уже не воспитывают, сейчас создают "среду для самостоятельного и индивидуального развития".
И вот этот холод, это дыхание безжизненности и почувствовала мама одного из моих воспитанников после общения с заведующей детским садом «Митюша».
А случилось это после долгой борьбы за сохранение компенсирующих групп для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, о чем будет написано в продолжении этого рассказа.
Анна Кульчицкая, РВС
*** Тема перенесена из конференции "Общество"
рассуждения приемлемы к любой сфере деятельности... везде джунгли. кругом стаи. и тем страшнее жить на свете...
10.10.2015 16:45:47, без пароля
"...В настоящее время РВС объединяет людей, верьез обеспокоенных политикой государства в отношении детей. Введение ювенальной юстиции, новые разрушительные реформы образования - все это мины замедленного действия, уничтожающие будущее наших детей, а значит – будущее нашей страны.
Участники родительского сопротивления — это люди самых разных профессий, которых объединяет воля к изменению сложившейся ситуации, чрезвычайно опасной для будущего их семей и их детей. Родительское Всероссийское Сопротивление выступает в защиту традиционных семейных ценностей. Многочисленные конференции, круглые столы, посвященные проблемам ювенальной юстиции, проходят в регионах России.
Родительское Всероссийское Сопротивление действует более чем в 60 регионах Российской Федерации. На сегодняшний день это крупнейшая организация по защите семьи и детства в нашей стране..."
[ссылка-1] 14.10.2015 16:09:46, Trotter
Участники родительского сопротивления — это люди самых разных профессий, которых объединяет воля к изменению сложившейся ситуации, чрезвычайно опасной для будущего их семей и их детей. Родительское Всероссийское Сопротивление выступает в защиту традиционных семейных ценностей. Многочисленные конференции, круглые столы, посвященные проблемам ювенальной юстиции, проходят в регионах России.
Родительское Всероссийское Сопротивление действует более чем в 60 регионах Российской Федерации. На сегодняшний день это крупнейшая организация по защите семьи и детства в нашей стране..."
[ссылка-1] 14.10.2015 16:09:46, Trotter
Дружный табун волков не боится. (русская пословица)
А надо всего-то от рассждений перейти к действиям. 14.10.2015 16:11:18, Trotter
А надо всего-то от рассждений перейти к действиям. 14.10.2015 16:11:18, Trotter