Личная безопасность ребенка – 007
Продолжаю "перезагрузку" своей авторской программы "Личная безопасность ребенка". Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка
Методика «НЧ»
Рассмотрим пятый пункт методики (все 5 пунктов – в конце этого текста).
V. Упреждение (Продумайте все возможные и невозможные ситуации).
Постоянно анализируйте возможные варианты развития событий, обсуждайте их с ребенком. Особое внимание обратите на нештатные ситуации.
Ваш знакомый подходит к ребенку. Поскольку вы ничего не говорите, ребенок должен подойти к вам и спросить разрешения поговорить с этим человеком. Если вы не против, они могут пообщаться и поиграть. Но это – разовая акция.
Что будет делать ребенок, если ваш знакомый подойдет к ребенку так, что вы этого якобы не увидите? Если ребенок у вас за спиной решил, что теперь этот человек – его знакомый, и начал с ним разговаривать – экзамен провален.
Уведите ребенка, порассуждайте с ним, что он сделал не так, и продолжайте совершенствовать навык. Никогда нельзя предусмотреть все ухищрения, на которые могут пойти потенциальные злоумышленники. Но ребенка можно и нужно подготовить к этим ситуациям.
При этом у многих родителей возникает вопрос: «А не сделает ли обучение моего ребенка правилам безопасного поведения боязливым, замкнутым, невротичным? Или ребенок, наоборот, станет более свободным?»
Немного порассуждаем над фразами известных людей.
Правила безопасности – тяжелые доспехи или бронежилет с крыльями?
«Пожертвовавший свободой ради безопасности не заслуживает ни свободы, ни безопасности». (Бенджамин Франклин).
«Постоянная бдительность - такова цена свободы». (Томас Джефферсон).
Казалось бы, две противоречивые идеи. К безопасности пойдешь – свободу потеряешь, по Франклину. К свободе пойдешь – должен быть бдительным, по Джефферсону.
Думаю, противоречия здесь нет. Оба автора цитат считают, что безопасностью нельзя назвать условия, жестко ограничивающие свободу человека.
Например, с велосипеда можно упасть. Но если вскочить в седло, но не крутить педали, пытаясь отказаться от поездки и обеспечить себе безопасность, то неизбежно придется познать горечь падения, то есть оказаться в опасности.
Если же поехать, бдительно следя за балансом, скоростью, а также за другими участниками движения, то велосипед становится источником счастья, радости, даруя чувство свободы передвижения, как будто крылья вырастают за спиной.
Джефферсон, считаю, имеет в виду отказ от статичной безопасности, связывающей руки и сковывающей действия, в пользу обязательной бдительности, то есть перехода в состояние постоянной осознанности и понимания того, что происходит вокруг.
Обучая детей правилам безопасного поведения, перспективнее, образно говоря, надевать на них не тяжелые, сковывающие движения, доспехи, а легкий невидимый бронежилет, к которому прекрасно подойдут крылья, дающие свободу.
Правила личной безопасности – это не доспехи, сковывающие движения, а легкий, невидимый бронежилет, помогающий ребенку исследовать мир и оставаться при этом защищенным от большинства опасностей.
Это означает изучать правила в динамике, давая не объемные непосильные знания, а конкретные гибкие идеи (во многих случаях переходящие в алгоритмы), дающие ребенку возможность творить, генерировать варианты безопасного поведения в зависимости от степени опасности сложившейся ситуации.
Пример.
Говоря ребенку: «Никогда не разговаривай с незнакомцами», мы вешаем на него тяжелые доспехи, сильно ограничивающие его свободу и препятствующие проявлению гибкости. Потерявшись, такой ребенок может и не подойти к полицейскому, поскольку посчитает его незнакомым человеком.
Лучше сказать: «Будь осторожен в общении с незнакомыми людьми. Если они обращаются к тебе с какой-то просьбой, быстро уходи от них к знакомым взрослым. Если же ты потеряешься, то выбери того незнакомого человека, который покажется тебе неопасным, и обратись к нему с просьбой о помощи.
Ты можешь выбрать полицейского, человека в форме (военного, охранника, пожарного), человека на рабочем месте (продавца, администратора магазина), женщину с коляской.
Сначала присмотрись к человеку, а потом, соблюдая осторожность, обратись к нему за помощью».
Ребенок тогда поймет идею и несколько алгоритмов, которые позволят ему гибко действовать в случае реальной потенциально опасной ситуации.
Напоминаю
При обучении ребенка основам личной безопасности я использую методику, предложенную Полой Статмен, американским специалистом по детской безопасности.
Методика (5 пунктов)
I. Защита.
(Будьте рядом с ребенком в изучаемой ситуации, помогая ему и поддерживая его).
II. Подготовка.
(Имеется в виду избыточная теоретическая подготовка).
III. Тренировка.
(Речь идет о практической деятельности по отработке изучаемого навыка).
IV. Побуждение.
(Постоянно стимулируйте и побуждайте ребенка к соблюдению правил безопасности).
V. Упреждение.
(Продумайте все возможные и невозможные ситуации).