Продолжаю «перезагрузку» своей авторской программы «Личная безопасность ребенка». Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка
Рассмотрим подробнее пункт 3 следующего алгоритма:
«Как должен вести себя ребенок, если к нему подходит незнакомый человек».
Порядок безопасного поведения ребенка
1. Оцениваем ситуацию.
2. Держим дистанцию (2-3 метра)!
3. Пресекая разговор, говорим: «Извините!»
4. Уходим в безопасное место.
Рассказываем обо всём родителям.
(смотрите выпуск ЛБР № 024)
Что означает пункт 3. Пресекая разговор, говорим: «Извините!» Зачем извиняться? Мы что, виноваты перед этими незнакомыми людьми? Рассмотрим аргументы в пользу такого варианта поведения.
1. Ребенок должен «разрешить себе» сразу уйти.
Маленькие дети часто испытывают робость перед взрослым человеком, тем более незнакомым. Им кажется, что они должны до конца выслушать его, чтобы потом вежливо отказаться от его предложений. Они не решаются уйти или убежать, так как боятся обидеть его.
Фраза «Извините» позволяет им получить «внутреннее разрешение» на начало движения. Теперь они не считают себя невежливыми мальчиками или девочками, так как они извинились. Они теперь точно ни в чем не виноваты перед этим мужчиной или той женщиной, даже если чувство вины закралось в их головы. Можно убегать!
2. Почему именно «Извините?»
Психологи совершенно верно укажут на то, что слово «Простите» предпочтительнее. С другой стороны, слово «Извините» дети произносят гораздо легче, чем «Простите», а поскольку в данной ситуации необходимо одновременно уходить от незнакомца, первый вариант придет в голову быстрее, что позволит выиграть драгоценные секунды для начала движения.
3. Можно ли не говорить ничего, а сразу уйти?
Можно, конечно, если ребенок обладает достаточным уровнем самоконтроля и здоровым непослушанием. Он просто срывается с места и мчится к своему двору, иногда оглядываясь и думая, стоит ли заскочить в «Стоматологию», где есть охрана и администратор, или уж до двора добежать.
Фраза нужна для неуверенных детей, которым необходима своеобразная команда для начала движения. Этой командой, которую сам себе дает ребенок, и является фраза «Извините!» Еще раз отмечу, что уверенный ребенок может отбежать от незнакомца молча, либо сказав любую фразу, например: «Минуточку! Сейчас приду! Простите, некогда! Меня мама зовет!»
4. Почему любая фраза помогает ребенку?
Произнося любую фразу, ребенок перебивает незнакомца, тем самым демонстрируя себе и ему свое непослушание. Это дополнительный шаг к выходу из-под контроля, который пытается установить незнакомый человек. Пока ребенок говорит, ему сложно слушать незнакомца, вникать в смысл его слов и, может быть, начать верить ему и попадать под его влияние.
А вдруг незнакомец что-либо важное говорит? Может быть, и об этом ребенок узнает, находясь в безопасном месте, куда он уже убегает согласно пункту 4. Но это в следующем выпуске.
Если к ребенку подошли незнакомые люди,
ему необходимо не дать им установить контроль над собой.
Произнося фразу: «Извините!» (и быстро уходя в безопасное место), ребенок снимает с себя всякую вину
за «непослушание» взрослому человеку
и лишает незнакомцев этого контроля.
(для полного понимания читайте 024-027)