Запрещать можно детям по-разному. Можно сказать своё жёсткое «нет» и нарваться на долгие вопли. А можно иначе, так, что обойдётся без бурных протестов.
1. Запреты с условием.
«Когда я стою около этой лесенки – ты можешь сам, самостоятельно, лазить по ней. Когда меня нет рядом – нельзя. А что надо делать? Маму позвать».
2. Запрет с замещением.
То есть: когда говорите «нельзя», тут же добавьте, что можно. «Этот стакан брать нельзя, можно взять кружку»… «Бабушка спит, нельзя стучать в барабан, можно катать машинки. Не хочется? Пойдём со мною на кухню – поможешь готовить обед». «Не cтоит бросать бумагу на пол – попробуй попасть в корзину для мусора».
3. Запрет с перспективой.
Если пришлось запрещать – покажите какие-то перспективы. Дети соглашаются и легче и проще, если впереди замаячит что-то приятное.
Пример таких «маячков»:
«Нет, с горки съезжать нельзя, вот переоденешься, санки возьмёшь и выйдешь кататься». «Поиграть? не сейчас, а потом, как сделаешь все уроки».
А ещё лучше – обходиться без «не». Детка устроил на столе настоящую свалку. Можно сказать: «Пока не уберёшь – гулять не пойдём». Лучше сказать: «Уберёшь со стола – и пойдём на прогулку». Почему? Команды позитивные выполнять всё же приятнее.
(Заряна и Нина Некрасовы)