Начинать обучение стоит с раннего возраста. И главное тут – как вы ведёте себя, какой пример подаёте.
Обнимаете, например, малыша, а он отстраняется, говорит вам «пусти!» - отпустите (вероятно, сейчас у него есть причины для такого отказа, и с ними стоит считаться)
Если вы сами, даже самые близкие, члены семьи уважаете личное пространство ребёнка, он тоже будет подспудно усваивает границы личного «я» и что «никто не имеет права в них вторгаться без моего разрешения».
Приятельница в восторге от вашего малыша, хочет конфеткою угостить или взять его на руки (а он не
Как ещё обучать? Разными способами, и чем больше их будет, тем лучше.
Используйте детские СКАЗКИ. Тот же классический «Колобок» - прекрасный пример, как не надо вести себя с незнакомцами. «Зачем колобок с лисой разговаривал?», - задавайте вопросы и обсуждайте, «как надо было ему себя повести», чтобы не пропасть.
Обучайте в игре. Можно разыгрывать разные сценки с игрушками, с детьми постарше – пантомимы, маленькие спектакли, задавая тему в названии: «Сердитый сосед», «К тебе подошёл незнакомец», «В лифт захожу, и вдруг…».
Можно с ребёнком играть в «почемучки» ( а ещё лучше – с группой детей). Подготовьте много вопросов, касающихся личного пространства и поведения. А в другой раз устройте конкурс рисунком, или историй на ту же тему (и коллективное обсуждение их).
Создавайте и используйте ПОДХОДЯЩИЕ СИТУАЦИИ. Ребёнок рисует – а кого ты рисуешь, это знакомый, друг или нет? Смотрите вместе фильм – потом его обсудите, проведите параллели с жизненными ситуациями, в которые ваш ребёнок тоже может попасть.
Подавайте ПРИМЕР И КОММЕНТИРУЙТЕ свои действия. Идёте, например, вместе по тротуару. И рассуждаете (а ещё лучше – спрашиваете), «почему опасно идти у самого края». Даже можно посоревноваться: кто больше опасностей назовёт. И/или вспомнить какой-то случай (как машина притормозила и девочку чуть не затащили туда).
Дети редко задумываются о последствиях; ваши вопросы, игры, задания, комментарии постепенно приучат ребёнка обдумывать заранее: «что будет, если я сделаю так-то и так-то», «как будет правильно поступить»
Приучайте ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ. Малышам это в голову не приходит, дети постарше стесняются.. А ребёнок должен уметь убежать, закричать, на помощь позвать.
ТРЕНИРУЙТЕСЬ. Вовлекайте ребёнка как в игру, так и в активное действие «Кто громче крикнет», «Как узнать полицейского», «Какой-то парень схватил тебя за руку, что делаешь ты?».
УБЕДИТЕСЬ в том, ЧТО ребёнок УСВОИЛ ПРАВИЛА. Например, попросите кого-нибудь (кого сам ребёнок не знает) попробовать его увести за собой. Вот сидит ваша дочка на лавочке, ждёт маму из магазина. «Незнакомец» подходит и говорит: «Ты чего здесь сидишь, тебя мама там ждёт, пойдём скорее». Пойдёт или нет?
Если же вдруг окажется, что у ребёнка все правила вылетели из головы, не осуждайте его, не критикуйте. Просто сделайте выводы: плохо усвоен урок, в том-то и том-то надо ещё потренироваться.
Авторы: Заряна Некрасова, Нина Некрасова
Итак, задача взрослого – не просто вложить в голову ребёнка определённые правила, а ПРИУЧИТЬ ИХ ВСЕГДА ВЫПОЛНЯТЬ. Что надо для этого? Повторение и закрепление, практические тренировки. Тогда они превратятся в привычку. А то, что привычно – то сработает «на автомате» в нужный момент.
Личное пространство - Круги отношений: [ссылка-1] (предыдущий пост)
.