Продолжаю «перезагрузку» своей авторской программы «Личная безопасность ребенка». Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка #личнаябезопасностьребенка
Завершенная ситуация – 3
Обратить поражение в победу.
Вы наверняка читали «Рассказы о Суворове и русских солдатах» Сергея Петровича Алексеева.
В рассказе «Заманивай» фельдмаршал, заметив отступающих русских солдат, ничем не выдал своего недовольства происходящим, понимая, что необходим сильный необычный ход.
Суворов подлетел к ним на разгоряченном коне и закричал: «Заманивай! Шибче! Так, правильно! Бегом!»
Солдаты сначала ничего не поняли, но, когда Суворов затем резко приказал им остановиться, развернуться и ударить в штыки, повиновались беспрекословно. Солдаты громили врага, думая о том, как ловко фельдмаршал назвал их позорное бегство хитрой ловушкой и дал шанс реабилитироваться, обратив поражение в победу.
Бились солдаты, не жалея себя, искупая минутную трусость, а Суворов уже в другом месте руководил войсками.
Прочитайте ребенку этот отрывок и задайте следующие вопросы:
1. Понял ли Суворов, что солдаты именно испугались?
2. Почему он не стал их ругать, а придумал такой хитрый ход?
3. Как можно эту идею использовать в системе собственной личной безопасности?
Возможные ответы:
1. Конечно, фельдмаршал догадался, что солдаты испугались, бросили позиции и сейчас убегают, спасая свои жизни.
2. Суворов понял, что, если их сейчас ругать, они будут бежать ещё быстрее, спасаясь и от врага, и от того позора, который они почувствовали бы после его обвинений. Сделав вид, будто бы они заманивают врагов в хитрую ловушку, а он обрадовался этому, Суворов заставил их думать, что так оно и есть, что они не трусливые беглецы, а хитрые воины. Поэтому они, поверив в это, моментально перешли в контратаку и разгромили врага, сами при этом оставшись в живых.
3. Для себя эту идею можно использовать так: поняв, что надо убегать, но боясь, что посчитают трусом, мысленно сказать себе: «Это не трусливое бегство, а заманивание злоумышленника в людное место. Как только я окажусь в безопасности, и у моего противника не будет преимущества, тогда и поговорим».
Ещё раз отметим, выгода в том, что ребенок останется на месте – только у злоумышленника, который сам выбрал и время, и место нападения, и обеспечил своё преимущество в силе или в численности.
Как только ребенок покинет место нападения и окажется в людном месте, преимущество злоумышленника испарится. Так вероятное поражение можно превратить в победу.
Ребенок, скорее всего, испугается, если к нему подойдет взрослый или подбегут несколько подростков. Важно преодолеть страх. Если уж ребенок принял решение убегать – нужно делать это стремительно и в том направлении, где высока вероятность получения помощи.
Например, забежать в отделение банка.
Испугаться может каждый – даже солдаты в рассказе про Суворова, но вот найти в себе силы развернуться навстречу своему страху и преодолеть его – это удел сильных.
В нашей ситуации преодолеть страх – это взбежать по крыльцу отделения банка, даже если в спину бросают угрозу: «Стой, а то хуже будет!»
Убегая с места нападения в людное место, ребенок превращает возможное поражение в победу над собственным страхом.