Обучая детей 7-11 лет основам самообороны, родители задумываются: «Чему учить? Каким приемам? Можно ли обучать травмирующим ударам?» А что, если ребенок, обученный ударам в болевые точки, подерется с товарищем и покалечит его?
С другой стороны, если не обучить эффективным приемам, в случае реальной опасности он (она) не сможет оказать эффективное сопротивление.
Здесь, думаю, большое значение имеет общее воспитание и развитие ребенка: насколько он спокоен, уверен в себе.
Считает ли он себя хорошим или, наоборот, все время казнит за промахи?
Имеет ли он опыт самостоятельной работы, или за него все делают родители?
Знает ли он, что значит быть ответственным за что-либо (например, за свою безопасность и за свои действия)?
Спокойный, добрый, физически крепкий ребенок, умеющий думать и быстро принимать решения, достаточно образованный и ответственно относящийся к тому, что он делает, сможет усвоить правила безопасного поведения и использовать их для самозащиты в рамках дозволенного.
Такая девочка или такой мальчик смогут, оставаясь послушными для родителей и знакомых взрослых детьми, дико орать и хлестко наносить удары в случае реальной угрозы их жизни или здоровью. Они сразу убегут к знакомым взрослым и расскажут им, что случилось. Их крайне сложно запугать и, тем более, обмануть.
Получается, жесткие приемы можно доверить лишь воспитанному ребенку, который сможет оценить степень опасности и выбрать подходящий вариант столкновения.
А если ребенок невоспитан? Что ж, надо ликвидировать пробелы в воспитании и образовании. Это сложно, но это необходимо.
Здесь уместно процитировать нашего замечательного ученого Дмитрия Ивановича Менделеева: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего».
Самооборона ребенка: где баланс между эффективностью и жестокостью?
30.09.2013 20:58:02, Михаил Рулев