О. Богачева, Ю. Дубягин. «Школа выживания, или 56 способов защитить ребенка от преступления». (фрагмент)
«Контакт с родителями - это едва ли не один из столпов безопасности вашего ребенка. Именно через контакт вы узнаете о проблемах и вопросах, которые волнуют ваше чадо и, решая с ним его проблемы, вы помогаете ему научиться правильно вести себя в той или иной ситуации.
Поэтому первое правило гласит: как можно чаще говорите с детьми, помогайте решать их, пусть даже пустяковые, по вашему мнению, проблемы. Сломалась его любимая игрушка - попереживайте вместе с ним, постарайтесь помочь ребенку в его горе.
Если ваш ребенок рассказывает вам о том, как прошел день, старайтесь его не перебивать, слушайте внимательно, и уж ни в коем случае не говорите: «Ты все придумываешь...» «Такого быть не может».
Вы должны не только внимательно слушать, но и анализировать все сказанное ребенком, интересоваться книгами, которые он читает, смотреть фильмы, которые он смотрит. Но эта связь не должна быть односторонней, т.е. вы интересуетесь его делами, но к своим его не допускаете.
При таком варианте вы скоро увидите, что ребенок вам полностью не доверяет, что-то утаивает от вас. Поэтому старайтесь совместно с ним решать не только его проблемы, но и свои, расскажите ему о том, что вас волнует. И тогда у вас будет с ребенком полный контакт, а значит, вы сможете его обезопасить и помочь ему вовремя принять правильное решение».
Например, как может происходить разговор мамы с сыном по дороге из школы.
- Сережа, какой ты молодец! Быстро оделся, портфель собрал, ничего не забыл!
- Угу.
- Какой-то ты неразговорчивый пока. Но ничего. Тогда я расскажу. Сегодня наше турагентство отправило в Северную Европу 8 человек!
- В один город, что ли?
- В один автобус! Представляешь, они проедут десятки и сотни километров, увидят много красивых городов!
- Ага. А у меня ничего интересного.
- Я думаю, ты снова припас для меня что-то небычное?!
- Да нет, так себе. Валялись в снегу, играли в прятки, дядька какой-то мячик нам подарил, а на дом задали нарисовать домашнее животное.
- Что ты назовешь необычным?
- Рисунок кошки, конечно! Я ни разу не рисовал кошку.
- А дяденька?
- Так он уже три дня приходит, привыкли все уже. Добрый такой. За забором школьным стоит, никого не пугает. Пете конфет дал.
[Мама поняла, что уже несколько дней не беседовала с сыном после школы].
- А вы учителю сказали?
- Зачем? Он же никого никуда не зовет. Стоит себе, смотрит. Мам, а ты поможешь рисовать кошку?
- Помогу, Сережа, обязательно. Ты молодец, что такой наблюдательный и так много замечаешь.
- Да, я такой. А Петька дяденьке пообещал папин телефон показать.
[Мама обсуждает с Сережей будущий рисунок. Придя домой, звонит классной руководительнице Сереже и намечает с ней план действий. На другой день участковый неожиданно для странного мужчины появляется около него и проводит проверку].
(Окончание следует)