Рулев М.А.
Скоро закончатся каникулы, и дети снова пойдут в школу. Самое время родителям школьников подготовиться к этому событию.
Как обеспечить безопасность ребенка по пути в школу и обратно?
Набрав в Интернете фразу «Как научить ребенка переходить через дорогу», мы по-лучим массу ссылок на статьи, избыточно отвечающие на вопрос: ЧЕМУ нужно учить ребенка? Лишь некоторые отвечают на вопрос о том, КАК нужно учить ребенка.
Это связано, видимо, с тем, что ответить на второй вопрос не так-то просто. Предлагаю использовать в обучении детей следующую методику.
В своей работе с родителями школьников я предлагаю им в домашнем обучении использовать пятиэтапную модель обучения ребенка навыкам личной безопасности, автором которой является Пола Статмен, известный американский семейный психотерапевт и консультант по вопросам личной безопасности детей и подростков, написавшая прекрасную книгу по детской безопасности.
В основе лежит знание того, как дети воспринимают и усваивают информацию.
Автор предлагает проходить 5 этапов.
1. Защищайте своих детей, пока они не повзрослеют достаточно, чтобы овладеть специальными навыками безопасности и пользоваться ими.
2. Подготовьте своих детей, сообщив им необходимые сведения по безопасности.
3. Тренируйте детей в овладении каждым навыком под своим наблюдением.
4. Побуждайте детей пользоваться теми знаниями, которые они получили.
5. Упреждайте ситуации, в которых детям потребуются видоизмененные или иные навыки и знания.
Описанная последовательность шагов будет одинаковой при обучении любому навыку [1].
Пола Статмен в книге приводит пример использования ее методики, отвечая на вопрос о том, КАК научить ребенка переходить через дорогу.
Когда ребенок переходит дорогу сам
Защита: переводите ребенка через дорогу за руку, пока он слишком мал, чтобы делать это самостоятельно.
Подготовка: объясните ребенку, что, прежде чем сойти на проезжую часть, он должен посмотреть в обе стороны улицы и, лишь убедившись, что машин нет или горит зеленый сигнал светофора, быстро перейти улицу, остерегаясь машин, поворачивающих из-за угла.
Тренировка: пойдите с ребенком на перекресток; спросите его, когда можно переходить улицу, перейдите с ним на другую сторону, обсуждая, чего нужно остерегаться на переходе; повторяйте это упражнение несколько дней или недель в зависимости от успехов ребенка.
Побуждение: повторяйте ребенку время от времени, что он должен строго следовать усвоенным правилам перехода улицы; спустя определенное время это можно делать все реже и реже.
Упреждение: при необходимости перехода улицы с оживленным движением или специфическими сигналами светофора, указателями, объясните ребенку их значение и потренируйтесь в переходе вместе.
Считаю важнейшим пунктом системы «побуждение», о чем мы порой забываем. Расскажем все ребенку, покажем, потренируемся и… забудем. А выполняет ребенок правила безопасности, или нет – уже и не проверяем. Для этого и нужно побуждение.
Собирается, скажем, ребенок в школу. Регулярно (не ежедневно, а раз в 3-4 дня) будем задавать ему вопросы следующего типа: «Как обстановка на дорогах?»
Он нам скажет, допустим: «Сколько можно? Знаю я все эти ваши правила! Достали уже!» Это нам сигнал: скорее всего, выполняет он наши рекомендации через раз. Необходимо срочно найти время и поговорить с ребенком на эту тему.
Если же он или она спокойно сообщит: «Почти без изменений. Светофор работает, но нерегулярно. Вчера вот не работал. Пришлось непонятно как дорогу перебегать», все нормально!
Конечно, сломанный светофор – это форс-мажор, это не может быть нормально. А вот тот факт, что ребенок подумал и нашел выход из ситуации, говорит о том, что он осознанно переходит дорогу и замечает то, что на ней происходит. Это – нормально, это от-лично! Кстати, в этом случае ясней становится необходимость пункта «Упреждение».
Нам необходимо срочно дать ребенку краткий совет, как переходить дорогу в этом случае.
Краткая обучающе-корректирующая беседа может протекать следующим образом.
- Спасибо, что сказал мне о светофоре. Как сам-то думаешь, что делать?
- А что, мама, как и в прошлый раз. Бегом-бегом-бегом.
- Где ты планируешь перебегать дорогу?
- Да там же, у светофора. Там почти все перебегают.
- А остальные где?
- По пешеходному переходу, что чуть подальше. Мы по нему с тобой всегда в магазин идем. Но это же надо метров сто идти от школы в противоположную сторону, а потом обратно возвращаться! Я минут десять потеряю!
- Что же делать?
- Может, пораньше выходить? Хотя я и так за полчаса в школу прихожу. Значит, время есть! Ладно, если светофор снова сломается, сделаю крюк и перейду дорогу по пешеходному переходу. К тому же машины около него всегда останавливаются и пешеходов пропускают.
Что в итоге? Ребенок сам усовершенствовал систему собственной личной безопасности в части перехода проезжей части.
Справедливости ради, до того, как пускать ребенка одного в школу по этому маршруту, можно было предусмотреть ситуацию выхода светофора из строя и заранее провести упреждающую беседу, пример которой я привел выше.
Польза от занятий несомненна, поскольку дети не только увидят, что вы уделяете им свое время и внимание, но и лишний раз убедятся в том, что их любят и о них заботятся.
Обучайте детей! Это не трата, а экономия времени!
Литература
1. Статмен Пола. Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверенных и осторожных детей / Пер. с англ. С.А. Юрчука. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 272 с. (Серия «Психология детства: Современный взгляд»).