Сейчас в России получило широкое распространение обучение дошкольников по системе Марии Монтессори. В великом разнообразии российских и зарубежных авторских методик по раннему развитию детей оно занимает не последнее место, с каждым годом наращивая площади охвата страны.
Печально, что многие родители, уже отдавшие своих детей в так называемые «монтессори-группы» в детских садах или посещающие вместе с детьми развивающие центры, имеют минимальные знания о методике Монтессори. Проанализируем недостатки этой внедренной в России западной системы.
Начав работать ассистентом врача в университетской клинике, Мария Монтессори (1870-1952) заинтересовалась методами лечения и реабилитации детей с ограниченными умственными способностями. Она пришла к выводу, что проблемы умственно отсталых детей – это проблемы не столько медицинские, сколько педагогические.
Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, что достигается помещением его в специально подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка.
Сейчас в 68 регионах России создано более 400 групп в детских садах, работающих по системе Монтессори. Только в Москве насчитывается более 50 детских учреждений, где есть подобные группы. В 1997 году в России была организована Ассоциация Монтессори-педагогов, объединяющая сегодня уже более 5.000 педагогов-энтузиастов. Всего же, по данным Ассоциации, идеи Марии Монтессори в России воплощают в жизнь около 530 учебных заведений и отдельных групп, действующих на Урале и Дальнем Востоке, в Ставропольском крае, Ростове-на-Дону, Туапсе и других регионах страны.
В настоящее время «просвещенная» Европа повсеместно внедряет эту методику: в Великобритании Монтессори-школы составляют около 20% всех школ для детей 4-12 лет, в Голландии – 40% и т. д. А в США национальные Монтессори-общества объединяют 10 тысяч школ и лицеев для детей от 4 до 12 лет.
[ссылка-1]
Основа педагогического метода Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность.
Ребенок изучает то, что ему интересно. Его никто не заставляет. Понятие "свободное воспитание" в практике Монтессори означает свободу выбора ребенка в своем развитии.
«Как красиво звучит!», – подумают многие родители, не подозревая, сколько «подводных» камней таит эта «свободная» методика.
Разберем основные «минусы» данной системы.
1) Воспитатель-учитель в этой педагогической системе не имеет такого авторитета, как в традиционных.
В нашей стране, имеющей глубоко укоренившиеся традиции авторитарного правления в государстве и семье, учащиеся и на учителей смотрят как на «руководителей», указывающих, что нужно делать. Поэтому педагог-наблюдатель, педагог-помощник не имеет должного уважения у детей.
2) М. Монтессори недооценивала значение игры в развитии ребёнка. Считая игру деятельностью, оторванной от реальной жизни, она заменяла её практической деятельностью с обучающими пособиями, деятельностью по самообслуживанию. Подвижные и ролевые игры отсутствуют. Вообще Монтессори-система не предполагает наличия ролевых игр, танцев. Работа идёт больше в тишине и уединении. Несмотря на то, что малыши находятся в группе и взаимодействуют друг с другом, по большей части они работают индивидуально.
Развивая аналитические способности, логику, мелкую моторику, т. е. сферы деятельности, которые контролируют левое полушарие, её методика не уделяет внимание «творческому» правому – которое отвечает за познание мира целостно.
В помещениях, где находились дети, не было даже игрушек! Она сравнивала детей с губкой, которая впитывает и хорошее и плохое. И игры становились нежелательными во избежание спонтанного воспроизведения этого «впитанного» плохого в игре. Но для «обычного» ребенка – это необходимые игры, именно в них ребенок развивается творчески, раскрываются его индивидуальные особенности. Развивая логическое мышление головоломками, не стоит забывать о важности ролевых игр и развития фантазии. Значение игры для полноценного и всестороннего развития ребёнка просто переоценить невозможно, настолько оно велико! Игра не зря названа ведущей деятельностью дошкольного возраста.
[ссылка-2]
3) Непростая ситуация складывается и с чтением. Предметом, которому, казалось бы, в системе Монтессори уделяется столько внимания. М. Монтессори не использовала в своей работе сказки. Также считая их уходом от реальности, заменяла их реалистическими описаниями предметов.
Но именно в сказках происходит первоначальное формирование всех представлений ребёнка о жизни, в том числе и об отношениях между людьми, а также и об основных нравственных категориях, таких как добро и зло. Эта методика хоть напрямую и не отрицает художественную литературу для детей, но терпит ее лишь потому, что в «сказках содержится не только огромный словарный запас, но и элементы фольклора, и в этом смысле они полезны для развития ребенка». Любая деятельность, в том числе и чтение, должно приносить ребенку реальную пользу: развивать речь, помогать в познании реального мира, расширять кругозор. Но уметь бойко складывать буквы в слова и быть читателем – это отнюдь не одно и то же. Для чего вообще пишется и читается художественная литература? Она учит умению сопереживать, рефлексии, внутреннему диалогу с автором и героями читаемого текста. В результате же отлучения от художественной литературы, от сказок, ребенок при всем своем уме рискует вырасти эмоционально неразвитым!
4) М. Монтессори не уделяла внимания развитию воображения и творческих способностей детей. Здесь отрицается творчество как таковое. В нем видится препятствие для умственного развития ребенка. В классическом Монтессори-садике дети не играют в спонтанные творческие игры, здесь их считают бесполезными, не помогающими интеллектуальному развитию ребенка, а наоборот, тормозящими его. Нет игр в кукол, нет пряток… Решительно отвергает Монтессори-педагогика детское художественное творчество, в частности рисование.
Чтать далее:
«подводные камни» обучения по методике марии монтессори
*** Тема анонсирована в конференции "Ребенок от 3 до 7"
16.06.2015 18:12:00, Trotter
Полная ерунда.
1. Наставник не давит своим положением, а имеет авторитет, основанный на знаниях. Это главный человек, к которому ребенок обращается за помощью в познании.
2. В Монтессори пространствах всегда организована зона для активных игр, для малышей проводят "круг" с пальчиковыми играми. В зонах самообслуживания дети прекрасно играют в семью. Игрушек много было, но это были не конкретные игрушки, а они как раз замечательно развивают фантазию.
В монтессори группах все игрушки в единственном экземпляре, а зона игры выделяется ковриком или столом, благодаря этому дети учатся уважать личное пространство других, работать в команде над общими проектами, а также большие помогают маленьким.
3. В монтессори пространствах очень много разных книг. Дети довольно рано учатся писать и читать и читают без принуждения то, что им нравится. Там где занималась дочка ставили прекрасные спектакли по сказкам.
4. В монтессори пространстве всегда есть зона творчества. Монтессори очень много уделяла внимания рисованию. Краски, бумага, пластилин, степлеры, тесемки, бусины, вышивка, музыкальные инструменты и музыкальный центр с дисками всегда в свободном доступе детей. Все стены были увешаны картинами и поделками.
5. Да с этим сложно поспорить. Воспитанный в свободе ребенок не будет подчиняться беспрекословно и бездумно. Именно поэтому Муссолини, Гитлер и Сталин запретили эти методики в своих странах.
Нельзя не отметить, что методика создавалась в то время, когда в Италии еще продавали детей, от которых отказались родители, дети работали в шахтах, отбирались от родителей "врагов народа", поселялись в концлагеря и убивались в газовых камерах, когда над живыми детьми проводили эксперименты с биологическим оружием, забирали у них всю кровь для солдат вермахта.
Даже сейчас по сравнению с современными школами, школы Монтессори лет на 50 впереди. 16.06.2015 18:55:16, spravedlivaya
1. Наставник не давит своим положением, а имеет авторитет, основанный на знаниях. Это главный человек, к которому ребенок обращается за помощью в познании.
2. В Монтессори пространствах всегда организована зона для активных игр, для малышей проводят "круг" с пальчиковыми играми. В зонах самообслуживания дети прекрасно играют в семью. Игрушек много было, но это были не конкретные игрушки, а они как раз замечательно развивают фантазию.
В монтессори группах все игрушки в единственном экземпляре, а зона игры выделяется ковриком или столом, благодаря этому дети учатся уважать личное пространство других, работать в команде над общими проектами, а также большие помогают маленьким.
3. В монтессори пространствах очень много разных книг. Дети довольно рано учатся писать и читать и читают без принуждения то, что им нравится. Там где занималась дочка ставили прекрасные спектакли по сказкам.
4. В монтессори пространстве всегда есть зона творчества. Монтессори очень много уделяла внимания рисованию. Краски, бумага, пластилин, степлеры, тесемки, бусины, вышивка, музыкальные инструменты и музыкальный центр с дисками всегда в свободном доступе детей. Все стены были увешаны картинами и поделками.
5. Да с этим сложно поспорить. Воспитанный в свободе ребенок не будет подчиняться беспрекословно и бездумно. Именно поэтому Муссолини, Гитлер и Сталин запретили эти методики в своих странах.
Нельзя не отметить, что методика создавалась в то время, когда в Италии еще продавали детей, от которых отказались родители, дети работали в шахтах, отбирались от родителей "врагов народа", поселялись в концлагеря и убивались в газовых камерах, когда над живыми детьми проводили эксперименты с биологическим оружием, забирали у них всю кровь для солдат вермахта.
Даже сейчас по сравнению с современными школами, школы Монтессори лет на 50 впереди. 16.06.2015 18:55:16, spravedlivaya
Единственный минус лично для меня - недооцененная Марией Монтессори роль семьи, но сейчас очень много разработок для организации монтессори среды дома.
16.06.2015 19:00:29, spravedlivaya
1. В понимании того, что детям жизненно важно движение. Не три раза в неделю на физкультуре, и даже не шесть, а постоянно. Для позвоночника растущего ребенка смена положения, ходьба и бег необходимы, а в школах прусского типа с классно-урочной системой дети вынуждены слишком много сидеть без движения, что отражается на здоровье. Школы здоровья Базарного - это шаг лет в десять до методики Монтессори.
2. В понимании необходимости опоры на внутреннюю, естественную мотивацию познания, которая в десятки раз эффективнее оценочной, конкурентной прусской системы.
3. В индивидуальном подходе к каждому ребенку (одаренному, обычному, с особыми потребностями) при минимуме затрат.
4. В умении дать детям навыки саморазвития и ответственного отношения.
Я вижу, что современные реформаторы ставят эти правильные цели, но все еще боятся результата - самоуправляемого общества, которым сложно манипулировать. 17.06.2015 04:30:56, spravedlivaya
2. В понимании необходимости опоры на внутреннюю, естественную мотивацию познания, которая в десятки раз эффективнее оценочной, конкурентной прусской системы.
3. В индивидуальном подходе к каждому ребенку (одаренному, обычному, с особыми потребностями) при минимуме затрат.
4. В умении дать детям навыки саморазвития и ответственного отношения.
Я вижу, что современные реформаторы ставят эти правильные цели, но все еще боятся результата - самоуправляемого общества, которым сложно манипулировать. 17.06.2015 04:30:56, spravedlivaya
Рекомендую читать сразу первоисточник. "Мой метод" Марии Монтессори. Она хоть и доктором наук была, но писала очень просто и ёмко, читается легко и сразу все понятно.
Еще есть книга про метод Монтессори в школе. 17.06.2015 17:18:25, spravedlivaya
Еще есть книга про метод Монтессори в школе. 17.06.2015 17:18:25, spravedlivaya
Любая методика -всего лишь инструмент достижения цели, которую родители себе ставят. Поэтому многие родители считают, что Монтессори им и их детям не подходят. А другим подходит - как в нашем случае. Дочка ходила с 1.5 до 3 в Монтессори центр, с трех с половиной в сад Монтессори ходим. Это мой сознательный выбор и я о нем не жалею. Недостатки у методики есть (но это мое понимание недостатков, для кого-то это и не недостаток вовсе), но они могут быть скорректированы в семье, что мы и делаем.
16.06.2015 21:30:29, KatyaM
Вот хороший пример! [ссылка-1]
17.06.2015 13:14:23, spravedlivaya
Посмотрела вашу ссылку, а что у детей на голове на последней фотографии? от дождя что ли одели? Инресно прям стало.
17.06.2015 15:27:05, llys
Не знаю :) Мне кажется, что это скорее игра такая. От дождя в здание убежали бы.
17.06.2015 17:15:49, spravedlivaya
Моя старшая ходила в садик монтессори. Возможно, он был не совсем классическим, т.к. музыкальные занятия, танцы, гимнастика у нас были.
По поводу игрушек - дети с удовольствием "играли" в развивающие. За некоторые борьба была: кот первый ухватит. Логика развивается прекрасно, в школе проблем с обучением небыло никогда. Воображение и творческие способности не пострадали. Художественную школу закончила, фантазия бузудержная)). Могу припомнить только один минус: в первом классе некоторые выпускники сада монтессори в начале обучения могли встать во время урока и пойти по своим делам, или заняться чем-то не по теме. Это следствие того, что в монтессори нет принуждения к занятию. Дети сами выбирают к чему они расположены в настоящий момент. Но ведь ребенок и в семье воспитывается. Мы просто заранее провели с ребенком беседу о правилах обучающего процесса в школе. 18.06.2015 12:01:38, Соловьева Татьяна (2)
По поводу игрушек - дети с удовольствием "играли" в развивающие. За некоторые борьба была: кот первый ухватит. Логика развивается прекрасно, в школе проблем с обучением небыло никогда. Воображение и творческие способности не пострадали. Художественную школу закончила, фантазия бузудержная)). Могу припомнить только один минус: в первом классе некоторые выпускники сада монтессори в начале обучения могли встать во время урока и пойти по своим делам, или заняться чем-то не по теме. Это следствие того, что в монтессори нет принуждения к занятию. Дети сами выбирают к чему они расположены в настоящий момент. Но ведь ребенок и в семье воспитывается. Мы просто заранее провели с ребенком беседу о правилах обучающего процесса в школе. 18.06.2015 12:01:38, Соловьева Татьяна (2)