Зерна победы на поле поражения. Спектакль как лекарство

*** Тема анонсирована в конференции "Досуг"
О спектакле Сергея Кургиняна «Зёрна» в Театре «На досках»

Поражение… Что это такое? Что такое победа, мы знаем все. Последние годы, не слишком богатые победами актуальными, проходят под знаком чествований Великой Победы советского народа. Это событие и впрямь не должно быть забыто никогда, вот только за громкими торжествами как-то оказался заметён под коврик тот факт, что народ-победитель — он же одновременно и народ проигравший. Причем поражению этому не семь с лишком десятилетий, а всего три. Свидетелей, которых оно накрыло вполне взрослыми, не нужно разыскивать среди немощных стариков, очень многие из них — как, например, автор этих строк — еще не достигли пенсионного возраста (и стараниями «заботливого» государства достигнут еще не скоро). Но говорить об этом поражении вслух не принято, более того — это считается чуть ли не признаком маргинальности, хотя даже устами действующего президента РФ распад Советского Союза признан «геополитической катастрофой». Но можно говорить о катастрофе и тут же торжественно открывать самый настоящий языческий храм творцу этой катастрофы — «Ельцин-центр». Словно бы это и не страшное поражение было, а такая вот странная победа — с опухшим от горького пьянства лицом марионетки, пытавшейся дирижировать иностранным оркестром, под музыку которого она плясала.

Но поражения такого масштаба не замолчать, оно оставляет шрамы, которые невозможно замазать никакой косметикой, потому что они уродуют не кожу, а сердце, разум, душу. Поражение пробирается в генетическую память, переползает в следующие поколения — вместе с «мудрыми» наставлениями родителей-пораженцев: «Думай только о себе, стремись к личному успеху, никому не доверяй, не высовывайся, твоя хата с краю, большие мечты для дураков, если хочется улучшить мир, приберись в квартире». Родители хотят своим детям добра, не понимая, что с таким мироощущением невозможно не только строить великую страну, невозможно даже сохранить остатки былого величия, можно только регулярно отмечаться в комендатуре, ужасно боясь потерять аусвайс или лишиться сбережений под матрасом. Но молодые чуют подвох. Им тоскливо, пусто и стыдно жить. Они прожигают жизнь или бунтуют — бессмысленно, просто ради «движухи» и «хайпа». Кто-то уплывает за синим китом, кто-то берет в руки оружие и прихватывает с собой в омут еще нескольких сверстников. По этому поводу собираются совещания и консилиумы, но пустота в сердце не затыкается мотивирующими лозунгами или модным волонтерством, наследственные шрамы не сводятся пассами психологов.

И уже становится ясно, что былым гордым победителям, предавшим собственную победу, если они хотят исцелиться сами и исцелить свой народ, свою страну, придется обращаться к опыту тех, кого было принято если не презирать, то снисходительно жалеть — народов стран Европы, в свое время сдавшихся Гитлеру. К опыту лучших представителей этих народов. Например, тех французов, кто до конца сражался в «странной войне» и не прекратил борьбы после ее окончания. Среди их голосов громче всех звучит голос Антуана де Сент-Экзюпери, писателя, философа и военного летчика, не дожившего до победы над фашизмом, но сражавшегося против фашистской гадины до последнего вздоха — не только по патриотическим, но и по идейным, гуманистическим, мотивам.

«Военный летчик» — не такое знаменитое произведение Экзюпери, как зацитированный до дыр «Маленький принц» или «Планета людей». Даже «Ночной полет», пожалуй, знают лучше (тоже, кстати, история без счастливого конца — у философов вообще сложные отношения с расхожим пониманием счастья). «Военный летчик» — больше художественный очерк, чем повесть. Рассказ о поражении, размышление о поражении и о том, как не впустить его в себя или выжечь его в себе, если уж оно смогло тебя заразить. А потому эта полузабытая вещь как никогда актуальна.

Разумеется, текст не остался в неприкосновенности. Из него ушли второстепенные массовые сцены, и это понятно. Спектакль акцентируется не на переживании поражения всей страной (это актуально в условиях поражения военного, но не в том случае, если народ сдал свое будущее без единого выстрела, причем давно), а на том, как пережить и преодолеть поражение человеку, не желающему сдаваться вопреки всему.

Читать далее: [ссылка-1]

Запись на спектакли театра «На досках» [ссылка-2]
22.11.2018 18:14:02, Trotter





Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

23.02.2019 13:07:44

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

18+
Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!