11 октября в Москве прошёл митинг «В защиту столичного образования». По данным организаторов, в нем приняли участие до 1,5 тыс. учителей и родителей школьников. Протестовали против закрытия школ для детей с ограниченными возможностями, а также школ для одаренных детей и детей с девиантным поведением.
Главным поводом протеста послужила ситуация вокруг слияния школы-интерната для одаренных детей «Интеллектуал» с гимназией №1588. Согласно новому закону «Об образовании в Российской Федерации» московские власти сокращают школы из-за перехода на нормативно-подушевой принцип финансирования образовательных учреждений, тоже самое происходит и по всей стране. Сохранять малокомплектные спецшколы мешает и один из майских указов президента, предусматривающий рост зарплат учителей до среднего уровня по региону.
В чем заключается смысл принципа нормативно-подушевого финансирования (НПФ) – регион законодательно устанавливает норматив финансирования обучения одного ученика, следовательно, чем больше обучающихся в школе, тем больше школа получит денежных средств. Это должно простимулировать школьные коллективы работать лучше, чтобы привлечь к себе больше учеников и иметь большую субвенцию на реализацию государственного образовательного стандарта.
Однако, что происходит на деле происходит нечто совсем иное: недоукомлектованные учениками школы стали получать значительно меньшее финансирование, что поставило под угрозу большинство малокомплектных школ в стране.
А в большинстве регионов это сельские образовательные учреждения, количество которых, по данным Росстата, с 2000 года и так сократилось почти вдвое, с 45,4 до 26,4 тыс. В столице сокращение финансирования стало угрожать коррекционным школам и тем учреждениям, где используют новаторские методики, в том числе и «Интеллектуалу», четыре года входящему в топ-20 рейтинга школ Москвы. Рекомендации ОЭСР указывают, что ученики из неблагополучных семей лучше учатся в небольших школах, которые «могут отслеживать индивидуальные траектории детей, дают им ту поддержку, не предоставляемую семьями», констатирует ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития НИУ ВШЭ Марина Пинская.
Еще в 2011 году до принятия нового закона «Об образовании в Российской Федерации» в Москве был запущен пилотный проект «По развитию общего образования в городе Москве», который дал старт объединению школ. Участие в этом «пилоте» было добровольным, но школы стали получать не 63 тыс. руб. на ученика, а от 85 до 123 тыс. в зависимости от класса.
Не вошедшие в программу объединения малокомплектные школы, в том числе «Интеллектуал», в итоге пострадали финансово. Надбавки за особый статус были для них отменены. Теперь вместо 278 тыс. руб. в год на ученика школе-интернату «Интеллектуалу» положено 63 тыс. руб. в год на ученика. Директор был вынужден дать согласие на слияние, чтобы спасти школу.
Сотрудники школы «Интеллектуал» обратились в мэрию Москвы с петицией против реорганизации учебных заведений. Под обращением на имя мэра Москвы Сергея Собянина подписалось более тысячи человек, среди которых учителя, родители школьников и просто сочувствующие. Петиция содержит 11 требований резолюции митинга в поддержку школы, прошедшего 11 октября. Помимо приостановки реорганизации столичных школ авторы петиции требуют законодательно закрепить равное подушевое финансирование для всех школ города и его ежегодную индексацию.
Малокомплектные школы - частое явление в небольших населенных пунктах – селах и деревнях. И именно за счет них происходит сокращение образовательных учреждений. А ведь село, в котором закрыта школа, обречено на вымирание. Медленное, но неумолимое. Ведь расселять жителей никто не собирается, а жить в селе без школы родители детей школьного возраста не хотят. В результате в селе останутся только бездетные и старики. Такое положение влечет за собой массовый отток молодых квалифицированных специалистов. Отъезд специалистов, да и вообще молодого работоспособного населения из села – путь к умиранию производства, а затем и самого населенного пункта. Налицо ликвидация глубинки.
И этот бунт учителей совсем не является результатом частной проблемой одной школы, это огромная проблема в масштабах всей страны. Кто экономит на школах, тот будет строить тюрьмы...
Екатерина Забачева, РВС.
Что стоит за протестами московских преподавателей?
*** Тема анонсирована в конференции "Образование детей"
22.10.2014 21:08:05, Trotter