На бескрайних просторах интернета нашёл интересное описание школы № 11 города Орехово-Зуево Московской области: "Каждая школа многими нитями связана с окружающей ее средой, и поэтому изменения во внешних условиях не могут не влиять на ее жизнь. Одни изменения требуют сиюминутных реакций, а другие ставят школу перед необходимостью глубоких перемен в целях и способах их достижения. Школа № 11 вышла на рынок образовательных услуг г.Орехово-Зуево в 1992 году после 16-летнего перерыва, когда он был уже сформирован. Все образовательные учреждения реализуют государственный базисный учебный план, но каждое образовательное учреждение должно адаптировать свои услуги к их потребителям, т.е. найти «свою нишу» на рынке услуг. Наши услуги не принципиально новые, и на рынке уже существовала конкуренция, поэтому для нас необходимо было найти ответ на вопрос: «Какие дополнительные преимущества можно предложить?» Нужно было определить приоритеты, которыми руководствуется потребитель: качество, надежность, разнообразие, сервисное обслуживание..."
Рынок, потребители, сервисное обслуживание, услуги... Сначала не понял, о чём вообще речь идёт, так как в классической образовательной русско-советской традиции ученика в школе учат и воспитывают, а не сервисно обслуживают.
После некоторого замешательства вспомнил, что у нас же в стране всё коммерциализируется, и школа из места, где обучают, воспитывают и социализируют юных граждан, стараниями властей усердно превращается в место, где будут оказываться образовательные услуги.
Почему-то, почти в деталях, всплыл в памяти один рядовой эпизод моей учёбы. Мой почерк сложно назвать каллиграфическим. И если в старших классах на это никто не обращал внимания, то в первом классе моя учительница к этому вопросу подходила крайне серьёзно. В результате чего из-за неудачных попыток красиво вывести букву Н на уроке, после занятий я остался в школе, где под чутким руководством учительницы писал эту букву до тех пор, пока не стало получаться что-то приемлемое.
И понятно, почему так получилось. Моя учительница, к счастью, не услуги мне оказывала, а хотела сделать из меня грамотного человека. В противном случае после полученной услуги (урока) я отправился бы домой. Что у меня в голове после этого осталось, учителя, как поставщика услуг, не очень-то бы и беспокоило.
Вспомнился так же и другой эпизод.
Несколько месяцев назад довелось побывать на юбилее одной широко известной в узких кругах школы. Торжественная часть проходила в зале, куда пришло около 1000 человек. От нынешних школьников до почтенных учёных мужей, которые когда-то сами учились в этой школе. Присутствовали так же и приглашённые лица, в том числе и ректор курирующего школу ВУЗа.
Торжественная часть состояла в основном из поздравлений и вручения подарков школе. Выступало много людей, от упомянутого ректора ВУЗа до преподавателей самой школы разных лет. Говорили разные речи, но всё сводилось к нескольким основным моментам: школа является местом взращивания молодых учёных и воспитания патриотов России, в ней куётся научный потенциал нашей страны, чтутся лучшие традиции отечественного образования, идёт работа на благо всей российской науки и т.д. На каждое такое выступление весь зал дружно реагировал бурными аплодисментами.
Под конец, на сцену вышел выпускник, который на тот момент работал в Министерстве Образования и Науки то ли заместителем министра, то ли начальником какого-то отдела, уже не вспомнить. И он зачитал поздравление от министра образования Дмитрия Ливанова. По памяти я его, конечно, не воспроизведу, но оно изобиловало такими терминами как "эффективность", "конкурентноспособность", "глобальный мир" и т. д. Реакция зала была очень показательна. Думал, выступающего освистают, но, так как публика интеллигентная, то обошлось без этого. Все просто молчали. Из 1000 человек никто даже не захлопал.
И это внушает оптимизм. Сложно будет нашим горе-реформаторам бороться с традициями отечественного образования. Нанести ущерб (см. цитату в начале текста) они смогут, но изменить базис российской системы образования, заложенный в самом начале ее формирования и укреплявшийся веками усилиями величайших русских и советских педагогов, - нет. Только разрушить. Но мы им этого сделать не позволим.
Владимир Водопьянов, РВС.
Школа или услуги?
*** Тема анонсирована в конференции "Образование детей"
08.02.2015 19:20:43, Trotter
Я звонила в Департамент города по одному вопросу, меня вежливо выслушали и перенаправили в окружной департамент, оттуда - в районный. И там сотрудник очень вежливо со мной побеседовала в тех же терминах "Услуги", "договор", "заказчик". В итоге объяснила, что школа - никакой не второй дом, и что слово "альма-матер" вообще не русское, а мне школа оказывает строго образовательные услуги в рамках регламента, а кто на продленке - тем еще дополнительные услуги по присмотру. Функции охраны школа несет только в части школьного имущества, воспитательные функции целиком ложатся на плечи родителей. И вроде все вежливо. Но как робот. Эта система непробиваемая.
09.02.2015 13:48:49, культурный шок