Проблематика образования 1900-2015
*** Тема анонсирована в конференции "Образование детей"
Известный русский и советский педагог-новатор Станислав Теофилович Шацкий так описывал проблемы полученного им самим школьного образования конца XIX века:
"Ученики совершенно определенно говорили о том, что надо воевать с учителями; шалости, лицемерие, обманы, всевозможные способы устроиться так, чтобы получить хорошую отметку, ничего не зная, были самым обычным делом. В наших отношениях с учителями были и серьезные битвы, были маленькие победы и большие поражения. Ученье мне окончательно опостылело." "Мой педагогический путь", 1928
Не правда ли, прошло более 100 лет, а мы вернулись в ту же точку, и опять не знаем, что с этим делать? Хотя разработки того же Шацкого, который посвятил жизнь решению этой проблемы (и множеству других), могли бы многое прояснить в вопросе.
Можно, конечно, обсуждать хорошие или плохие программы используются в школе. Где-то они хорошие, но по большей части, берутся стандартные, не имеющие целью дать ученику цельное знание по предмету. Какую цель имеют эти программы, это вопрос дискуссионный, но в ВУЗах очевидно, что школьники приходят с отрывочными несистемными знаниями. А те, кто хоть как-то учатся потом, часто пользовались услугами репетитора. Очевидно также, что если ребенок получает отрывочные знания, а еще раньше в младшей школе он не развил свой понятийный аппарат, то он будет протестовать против запихивания (простите) в него неудобоваримой информации. И агрессию свою направлять он будет на учителя.
О проблемах современного образования рассказывает Людмила Апполоновна Ясюкова, руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ, глава центра "Диагностика и развитие способностей", кандидат психологических наук, более двадцати лет, работающая со школьниками:
[ссылка-1]
Доклад емкий, что-то к нему добавить мне сложно, так как я только знакомлюсь с тем, что происходит в современной школе, а у докладчика многолетний опыт. Знакомые мне заслуженные учителя подтверждают правдивость слов Людмилы Апполоновны. Те, кто осознает эти проблемы и любит детей просто обучают их по собственным программам. Такой же пример приводит и Ясюкова, рассказывая об учителе химии, который обучает детей по структуре учебника 1949 года.
Вообще, доклад очень тяжелый. Кажется, что сделать ничего нельзя, что все потеряно.
Но, во-первых, без осознания проблем нет никакой возможности их преодолеть. А во-вторых, я приведу мысль из статьи С.Т. Шацкого:
"В значительной степени я определяю свой сильный интерес и к новым формам жизни и к новым педагогическим идеям тем, что старая система, система, проводившаяся условиями царского режима, в рамках буржуазного строя, была, поскольку я сам ее испытывал, невероятно бездарна, беспомощна, а поэтому вызвала сильное противодействие в той среде, на которую она влияла; наиболее чуткие, впечатлительные натуры подготовились, так сказать, к своему враждебному отношению и к работе против буржуазного строя с неизбежностью работаюшего механизма."
Современная система все более перестает нас удовлетворять. И более всего нам чужды цели современного школьного образования. Конечно, совершенно не хочется повторения событий начала XX века. Мы их, скорее всего, не переживем. Но у нас есть положительный опыт нескольких поколений педагогов, опыт, который необходимо изучать, использовать и развивать. У Шацкого к такому опыту доступа почти не было. Он интересовался опытом западных стран, но признавал, что применять этот опыт у нас практически бесполезно. А у нас все это есть, оно лежит на полках в библиотеках – бери и читай!
Анастасия Большакова, РВС