О том, как Минобр убивает инженерное образование.
Мы будем использовать статистику по Республике Карелия (это один из немногих регионов, публикующих полные данные, см. [ссылка-1]). На прилагаемых ниже диаграммах приведены распределения первичных баллов ЕГЭ-2015 по русскому языку и математике (профильный уровень). Оба экзамена являются обязательными конкурсными на все инженерные специальности. О том, что подготовка высококвалифицированных инженеров — задача первостепенной важности, повторять нет необходимости.
Источник: [ссылка-2]
Источник: [ссылка-3]
Русский язык. Всего первичных баллов 56. В диаграмме отсутствуют столбцы, соответствующие значениям в 0,1,2 и 4 первичных балла, поскольку их не набрал никто. Под каждым столбцом стоит соответствующий тестовый балл, таким образом, на диаграмме фактически представлена и шкала пересчета. Отметим, что максимум высоты столбцов смещен в сторону очень больших значений первичных баллов. Это говорит о том, что все задания экзамена доступны школьникам и успешно ими осваиваются. Характерной особенность шкалы пересчета является увеличение цены первичных баллов в её заключительной части. Так, например, недобор 6 первичных баллов приводит к оценке 84 (минус 16 тестовых). И, тем не менее, рубеж в 90 баллов перешагнули 205 карельских выпускников (из 3490).
(Для корректности изложения стоит напомнить, что результаты ЕГЭ по русскому в основном характеризуют способность сдавать этот ЕГЭ и очень слабо — владение русским языком.)
Математика. Первичных баллов — 34. На диаграмме присутствуют 6 лишних столбцов высоты 1 (4, 12, 16, 20, 24 и 53 тестовых балла; вероятно, они попали туда из результатов досрочного экзамена, что проводился весной с иной шкалой пересчета баллов), которые следует исключить. Останется 28 столбцов из 35 возможных (от 0 до 34). Отсутствуют семь! Причем «дырки» не слева, как в русском языке, а строго справа, в районе наибольших баллов. Все минимальные значения представлены, в том числе и 0, а ведь это профильный экзамен, который сдает наиболее мотивированная часть выпускников для поступления в вуз. Максимальная высота столбцов приходится на зону от 6 до 10 первичных баллов и при этом 10 первичных дают в итоге 50 тестовых (половину!). И дело здесь не в простой арифметике, что 10 из 34-х – явно не половина. Дело в том, что эти баллы получают за примитивные задачи-одноходовки, которые требуют вычислительных навыков не выше 5 класса и знаний простейших алгоритмов их решения. Весь бывший блок В (14 заданий) оценен в 68 тестовых баллов!
После 18 первичных баллов статистика по математике срывается вниз и быстро затухает на нуле. Это говорит о том, что значительная часть заданий «творческого блока» недоступна подавляющему большинству школьников в принципе. При этом недобор 10 первичных баллов дает оценку 88, недобор 7 – 94! Сравните с русским языком. Рособрнадзор всеми силами старается натянуть баллы по математике. И каков результат?
Рубеж в 90 баллов в Карелии преодолели 3 (ТРИ!) человека против 205 по русскому языку.
Содержание и способ оценивания единого экзамена оказывают мощное воздействие на весь образовательный процесс, ибо баллы вступительных ЕГЭ стали целью и смыслом образования для очень многих. Внедренная в этом году система оценок делает бессмысленным для школьника (а также учителей и репетиторов) осваивать сложные математические разделы, которые при огромных усилиях дают ничтожный итоговый результат. Причем сразу можно предсказать, какие разделы математики «пойдут под нож». Это геометрия. Полностью и целиком, исключая примитивные тесты «блока В». В «творческой части» (С) ЕГЭ геометрия представлена двумя задачами, дающими в сумме 5 первичных баллов. Выпускник, абсолютно не знающий геометрии, может получить более 95 итоговых баллов. Затраты на изучение геометрии при подготовке к экзамену колоссальны, не сопоставимы с любыми другими задачами ЕГЭ. Так зачем стараться, если те же конкурсные баллы можно элементарно заработать на экзамене по русскому языку? Причем здесь речь идет о самых «продвинутых» школьниках, «обычному» ученику при такой системе оценок вообще нет никакого смысла соваться в бывший блок С.
Читать далее:
Сравнительный анализ егэ-2015 по математике и русскому языку
*** Тема анонсирована в конференции "Образование детей"
22.06.2015 13:25:37, Trotter