Равенство возможностей в образовании никак не сводится к равенству экзаменационных требований. Но ниже речь пойдет только об экзаменах. ЕГЭ называют системой «равных возможностей». Чтобы это было действительно так, все участники должны получать равные по сложности задания. Однако у сидящих за соседними столами они должны отличаться, иначе будет списывание. По математике, например, в пределах одного часового пояса различие достигается путем изменения числовых параметров заданий, не меняющих их сути. Но для разных часовых зон это очень серьёзная проблема, ибо здесь задания должны отличаться принципиально, поскольку передача информации с востока на запад страны была, есть и будет. Так что для разных часовых поясов «возможности разные», и от этого никуда не уйти.
Такова общая постановка вопроса, в связи с которым мы хотим обратить внимание читателей на весьма любопытные игры с содержанием КИМов профильного ЕГЭ по математике в текущем году. В одной часовой зоне (центр России) школьникам предлагали КИМы двух серий: 500-й и 700-й, причем задания серии 700 получили, по нашим данным, не более 5% выпускников. Это говорит о том, что никакой технической необходимости в этой дополнительной серии не было.
По уровню сложности «творческой части» эти две серии отличаются принципиально. Серия 500 построена из шаблонных задач, полностью соответствующих демоверсии и стандартам репетиторских технологий. 700-я — реальный антипод. Если бы эту серию получили не 5, а 95% школьников, то средний первичный балл высокобалльных работ упал бы примерно на 10 пунктов.
Подробное обоснование сформулированного выше утверждения выходит за рамки настоящей заметки. Все желающие смогут убедиться в его справедливости, сравнив, например, задания 19 и 21 этих двух серий (образец варианта серии 500 есть здесь: [ссылка-1] ; скоро будет в открытом доступе и серия 700) . Мы поясним его на примере простейшей задачи номер 15. В серии 500 — это стандартное тригонометрическое уравнение. В 700-й такое уравнение помещено под знак логарифма. Сущий пустяк, но этот пустяк приводит к тому, что решаемость задачи падает в два раза, что отлично известно команде составителей КИМов во главе с Ященко. Дело в том, что при подготовке к ЕГЭ школьник касается логарифмов в задаче 17, где рассматриваются неравенства. Для их решения целесообразно рассмотрение ОДЗ. Применение такой технологии к задаче 15 приводит к тригонометрическому неравенству, которое средний выпускник решить не может, ибо в нынешнем ЕГЭ этих неравенств нет. Отсюда результат.
Так кто же был «осчастливлен» столь суровыми заданиями? По нашим данным, их отправляли в глубинку, в районы с очень слабой математической подготовкой школьников. Словом, их решали ребята, которым в массе своей «все равно, что не решить». Но и среди этих школьников были те, что вложили в подготовку к экзамену всё и рассчитывали получить высокий балл. А вместо этого получили «серию 700». Такие вот «равные возможности».
И мы выходим на вечный наш вопрос: зачем всё это?
Ответим. Во-первых, егэшники таким образом «стелют соломку» на предмет обвинений в упрощении и стандартизации заданий (скажут: «гляньте-ка, что у нас было на реальном экзамене, попробуйте решить!»). Во-вторых, создается прецедент, который позволит адресно давить определенные категории выпускников. Речь здесь может идти прежде всего о призерах вступительных олимпиад. Списки в базе имеются, а реализовать технологию раздачи нужных вариантов соответствующим школьникам — нет проблем.
О «равных возможностях» в системе ЕГЭ
*** Тема анонсирована в конференции "Образование детей"
10.07.2015 12:39:43, Trotter
Тоже самое было в прошлом году с 9 классами и с ГИА. Вот где я точно за старое, это в сдаче выпускных экзаменов в школе. Тест, даже пусть в творческой частью не может трезво оценить знания ученика. Сейчас столько придумывают и вносят нового в школах для улучшения качества обучения (эл.учебники, интерактивные доски, нестандартные задания) и в итоге это все разбивается об ЕГЭ
11.07.2015 14:24:27, Tgs