Грядёт егэ в начальной школе

*** Тема анонсирована в конференции "Образование детей"
Наше начальное образование пока ещё выглядит относительно неплохо. Для «исправления» ситуации Минобр решил использовать проверенный механизм ЕГЭ.

Неделю назад Ливанов заявил, что «в следующем учебном году ученики четвёртых классов впервые напишут общероссийскую проверочную работу» (см. [ссылка-1] ). Эта обтекаемая фраза не содержит трехбуквенной аббревиатуры (министр понимает, что народ реагирует на нее, как на красную тряпку), но речь идет о единой аттестации для начальной школы. Технология уже отработана в пилотном регионе (Москва; см. [ссылка-2] ) и она включает в себя все атрибуты ЕГЭ. В частности (цитируем), «издательство «Экзамен» в 2014 году выпустило сборники, которые были рекомендованы Московским центром качества образования (МЦКО) для подготовки к итоговой аттестации в начальной школе в соответствии с ФГОС». Это важнейший характерный штрих ЕГЭ, отделяющий обучение (по учебникам) от подготовки к «итоговой аттестации» (по спецпособиям).

Наше начальное образование пока ещё относительно держится, несмотря на то, что к нему в полной мере были применены такие технологии разрушения, как внедрение извращенных программ, методик и убогих учебников. Так же, как и в среднем звене, там продолжается падение квалификации кадров. Однако международные рейтинги показывают, что в начальном образовании мы не упали слишком низко. То же самое подтвердило и НИКО (национальное исследование качества образования), проведенное в начальной школе весной этого года. При этом выявился парадоксальный факт. Оказалось, что способность решать простые математические задачи (типа заданий выпускного базового ЕГЭ для 11 класса — см. [ссылка-3]) у учащихся 3-4 классов существенно выше, чем у семиклассников (НИКО по математике в 5-7 классах проводили осенью 2014).

На этом парадоксе стоит остановиться подробнее. Дело здесь в том, что начальная школа, в отличие от среднего звена, не утратила самодостаточности.

В самой упрощенной форме целью начального образования является обретение четырех навыков: читать, писать, считать и иметь общие представления о процессах в окружающем мире (ЧПСО — введем условную аббревиатуру). Понятно, что учить этому можно в разном качестве, и качество может меняться, но, к счастью, здесь сильна инерция. Во всяком случае, в начальной школе жива ещё наша главная образовательная традиция — учить каждого! Потому что любой выпускник 4 класса, не обладающий умениями ЧПСО, становится проблемой для школы: будут претензии со стороны родителей и (возможно) со стороны учителей, к которым он поступит в 5 классе.

Целью и смыслом среднего образования сегодня стали баллы вступительных ЕГЭ. Выпускная аттестация фактически ликвидирована. Вместе с ЕГЭ в среднюю школу пришла свобода не учить и не учиться. Учить каждого теперь не только нет необходимости, но и не выгодно и даже вредно (подробнее см. в [ссылка-4] ). Поэтому брошенные учителями (и тем самым лишенные мотивации) школьники массово забывают к 7 классу то, что знали в начальной школе.

Надо подчеркнуть также, что начальное и среднее звено в образовании обеспечивают разные кадры. Из-за этого разлагающее воздействие ЕГЭ не приникало напрямую в начальную школу.

Что же изменится после введения единой итоговой аттестации в 4 классе? В заданиях ЕГЭ будут формализованы требования к навыкам ЧПСО, которые сегодня определяются «по понятиям» – традицией конкретной школы, её кадрами и содержанием учебных программ. Насколько удачной будет такая формализация — можно судить по опыту ЕГЭ и ОГЭ. Но принципиальным здесь будет не содержание ЕГЭ в целом, а уровень минимального аттестационного порога. По социальным причинам этот ЕДИНЫЙ для всех школ страны порог будет неизбежно низким. Установленный на государственном уровне, он станет той самой планкой, на которую будет ориентироваться массовая начальная школа. Пройдет пара лет, и она перестанет учить, а будет готовить к ЕГЭ (своему ЕГЭ!), начиная с первого класса, причем готовить «по минимуму».

Все эти технологии мы уже проходили на примере средней школы (см. описание «аттестационных ЕГЭ» по русскому языку и математике в [ссылка-5] ).

Англичане говорят: «если работает, не надо ремонтировать». Не будем наивными: внедрение ЕГЭ в начальную школу — отнюдь не ремонт, а вредительство.
13.07.2015 13:03:09,

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Оно грядет уже лет шесть, никак не догрядет 13.07.2015 13:21:42, GalaNTka
Не вижу ничего плохого, кроме ненужного ажиотажа. Мой старший ребёнок в этом году писал, всё вполне благополучно. Он убедился в объективности оценки, учитель получил обратную связь, средняя школа - адекватно обученных детей. 13.07.2015 14:54:36, Вооkашка
У нас любят навести шороху, наверно, чтоб за ум взялись))) Но в начальной школе, вроде не должно быть таких больших проблем с обучением, программы вполне усваиваемая, да и преподносят многое очень интересно с помощью интерактивных досок и прочих наглядных пособий 15.07.2015 18:22:18, Tgs
Мы ждали в этом году это ЕГЭ (в Питере), только попугали по осени
Ничего вообще не было. Учитель сделала попытку срочно поучить детей комбинированным тестам. Именно попытку и именно срочно
13.07.2015 15:35:08, ex_muha
А разве это еще не ввели? Племянница вроде бы уже 2 года назад сдавала. Еще знакомый ребенок в этом году что-то такое сдавал в 4 кл.(единый экзамен по всем предметам). В той школе, где раньше учились мои дети. Все (родственники и некоторые друзья) трепетали, но роковым оказался не этот экзамен, а тот, который там сдавался испокон веков - переводной французский. Чуть не вылетел пацан нафик, несмотря на старания старшей сестры. Еле-еле пересдал на троечку. 13.07.2015 16:17:57, hanhi
. 13.07.2015 18:11:44, lecola
Наши в этом году писали и написали очень хорошо, двоек не было вообще, троек 2 штуки на класс из 32 человек. Так что не все так страшно. 13.07.2015 23:22:42, муза мужа
Да грянул уже, и это вовсе неплохо. Дочка консьержки нашей (родом из Узбекистана) написала математику лучше всех в классе, а ее все 4 года добродетельные учителя за дурочку держали и выше тройки не ставили, вот просто по умолчанию. 15.07.2015 20:47:16, Электра
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!