Опрос АКСИО-6, 22 июня — 7 июля 2015 года
Автор Юлия Крижанская , 16 июля 2015 г.
Как известно, последние 25 лет российское образование — и высшее, и среднее, и дошкольное, и профессиональное, и постдипломное — постоянно реформируется, причем в различных, часто непонятно куда ведущих направлениях. Одним из заметных итогов этой бурной деятельности стало падение России в мировом рейтинге качества образования с первых мест на десятки позиций вниз.
Вокруг реформ образования все 25 лет ведутся споры — ничуть не менее бурные, чем реформы. Однако реформы — отдельно, а дискуссии вокруг них — отдельно: никакие мнения ни профессионального педагогического сообщества, ни ученых и специалистов, ни простых граждан ничего не могут изменить в планах реформаторов, чье упорство в желании дореформировать российское образование до полного конца явно заслуживает лучшего применения.
Каковы же итоги? Что думает о российском образовании и его проблемах общество — то есть все мы, кто прямо или косвенно вкушаем плоды с этого древа перманентных реформ: у кого-то учатся дети или внуки, кто-то учится сам, кто-то работает вместе с выпускниками «реформированных» российских школ и вузов?
Ради исследования этого вопроса в преддверии II съезда РВС активистами «Родительского Всероссийского Сопротивления» и «Сути времени» был проведен всероссийский опрос общественного мнения, посвященный проблемам образования.
Опрос был проведен с 22 июня по 7 июля с. г. силами 1203 активистов РВС и «Сути времени». Всего опрошено 24506 человек в 75 регионах Российской Федерации.
При расчетах выборка была «отремонтирована» по полу, возрасту и городскому/сельскому населению. После «ремонта» выборка репрезентативна генеральной совокупности — населению Российской Федерации старше 14 лет — по полу, возрасту и соотношению городского и сельского населения.
Опрос показал, что результаты реформ образования в России поистине сокрушительные. Это стало ясно сразу же — с ответов на первый же вопрос, посвященный образованию. (см. Рис. 1)
Казалось бы, всё хорошо: почти половина опрошенных (48 %) полностью довольны полученным образованием, еще 29 % граждан довольны «в основном» — всё в порядке, не так ли? Ан, нет! Если взглянуть на то, как отвечают на этот вопрос представители разных возрастов, то становится ясно, что это «благолепие» в ответах на вопрос об удовлетворенности своим образованием — заслуга в основном не реформаторов и их реформированного образования, а старого доброго советского образования, про которое и так всем известно, что оно было одним из лучших в мире. (см. Рис. 2)
Граждане, получившие образование в годы реформ (14–35 лет), удовлетворены своим образованием почти в 2 раза меньше, чем люди, получившие образование еще в СССР.
Интересно, что две трети респондентов хотели бы учиться дальше, почти независимо от возраста и образования. (см. Рис. 3)
И продолжать образование граждане России хотят в самых разных областях. (см. Рис. 4)
Так что же с реформами? Если говорить о направлении реформ образования, то опрос показал, что представления граждан России о том, каковы должны быть цели и задачи образования, прямо противоположны тому, что думают на эту тему реформаторы, и прямо противоположны направлению, в котором движется наше образование. Прямо противоположны!
Как известно, один из главных реформаторов нашего образования, г-н А. А. Фурсенко, будучи министром образования и науки, говорил, что главная цель образования — это «взрастить квалифицированного потребителя, который сможет правильно использовать достижения и технологии, разработанные другими», а не пытаться, как это делалось в СССР, «готовить человека-творца». И все, кто соприкасается с нынешней системой образования и ее результатами (в виде ее выпускников), знают, что именно в этом направлении — взращивания потребителей — наше образование и движется, причем весьма успешно. Так вот:
Граждане России совершенно определенно выступают против такого направления движения.
Продолжение следует...
Читать полностью:
Главные результаты всероссийского опроса общественного мнения по проблемам образования
*** Тема анонсирована в конференции "Образование детей"
16.07.2015 22:49:15, Trotter
только вот причины неудовлетворенности своим образованием разные, думается мне. У 15-35-летних еще не было возможности убедиться в эффективности своих знаний. Если человек не нашел работу по душе и желаниям, то он будет недоволен именно образованием, а не ситуацией в стране, которую он не понимает.... А 60-летние уже давно преодолели свое несовершенное образование за счет юлагоприятной обстановки СССР с точки зрения поиска работы и за счет жизненного опыта... Так что это вопрос не простой.
21.07.2015 00:45:20, Oazis