Продолжене, начало тут: [ссылка-1]
Так что же с реформами? Если говорить о направлении реформ образования, то опрос показал, что представления граждан России о том, каковы должны быть цели и задачи образования, прямо противоположны тому, что думают на эту тему реформаторы, и прямо противоположны направлению, в котором движется наше образование. Прямо противоположны!
Как известно, один из главных реформаторов нашего образования, г-н А. А. Фурсенко, будучи министром образования и науки, говорил, что главная цель образования — это «взрастить квалифицированного потребителя, который сможет правильно использовать достижения и технологии, разработанные другими», а не пытаться, как это делалось в СССР, «готовить человека-творца». И все, кто соприкасается с нынешней системой образования и ее результатами (в виде ее выпускников), знают, что именно в этом направлении — взращивания потребителей — наше образование и движется, причем весьма успешно. Так вот:
Граждане России совершенно определенно выступают против такого направления движения. Более того, подавляющее большинство граждан России считает, что главная цель образования — это как раз воспитание человека-творца! (см. Рис. 5)
Естественно, что при таком диаметрально противоположном взгляде на цели и задачи образования граждане России в большинстве своем системой российского образования недовольны и считают, что она не в состоянии решить те задачи, которые стоят перед страной и обществом. «Оптимистами» в этом смысле оказались только 2,7 % (!) опрошенных. (см. Рис. 6)
Важно, что уровень недовольства практически не зависит ни от каких социально-демографических параметров. Так, можно было бы предположить, что граждане, настроенные либерально-демократически, будут приветствовать реформы, проведенные именно либеральными правительствами. Не тут-то было! Распределение ответов на вопрос № 17 не зависит практически ни от чего. Даже люди, в целом довольные имеющимся у них образованием, и — что самое страшное — те, кто собирается еще учиться, считают российское образование не соответствующим современным вызовам и задачам. То есть они будут «грызть гранит» разного рода, заранее зная, что их учат плохо, негативно относясь к системе учебы. Можно только гадать о качестве образования, получаемого с таким настроем, поскольку тут мы получаем замкнутый круг: плохое отношение к плохому образованию порождает еще худшее образование.
Еще в большей степени недовольство «новым» российским образованием проявилось в ответах на вопросы №№ 18.1–18.32. В этих вопросах выяснялось отношение граждан к различным направлениям реформирования системы образования по отдельности. И каждый может убедиться, взглянув на распределения ответов на эти вопросы, что практически все направления современного реформирования образования, уже осуществленные и еще только планируемые, одинаково противоположны и поэтому одинаково противны большинству граждан России. (см. Рис. 7)
Распределения ответов на вопрос № 19 очень четко вскрывают природу отношения граждан России к образованию. Невозможно, взглянув на этот список, не узнать его. Предметы, которые подавляющее большинство граждан считают обязательными для изучения в средней школе, — это предметы из советского школьного курса. Именно то, что было обязательным в советской школе, кажется обязательным и сегодня (разве что астрономия немного «просела»). А предметы, введенные в процессе реформ, типа Основ религий или МХК (как бы ни были эти предметы важны и интересны), остаются для граждан существенно менее важными и совсем не обязательными. Только информатика (по вполне понятным причинам) смогла приблизиться к предметам из советской школьной программы (да и то, информатика вводилась как школьный предмет еще в позднесоветское время). (см. Рис. 8)
Получается, что подавляющее большинство граждан России, когда думает об образовании или о школе, думает именно о советском образовании и советской школе. Именно советская школа является для них образцом школы, а советское образование — образцом образования.
Можно, конечно, сказать, что в этом нет ничего особенного, так как школа — это детство и юность, которые для взрослого человека всегда окрашены позитивно. Однако в точности такое же мнение относительно «обязательных» предметов, как и у взрослых, имеют и молодые люди: респонденты в возрасте от 15 до 34 лет, которые не видели сами ни советской школы, ни советского образования, дают точно такие же ответы, как и старшие поколения.
Это единство представлений о «правильной» школе и хорошем образовании — очень показательно. Единство мнений по проблемам образования, выявившееся в данном опросе, даже больше, чем единство мнений относительно традиционных ценностей. Именно в вопросе об образовании граждане России совершенно едины. Тем удивительнее упорство, с которым именно в образовании продолжают всё сокрушительно реформировать.
Потому что это навязчивое реформаторство в свете единства народных представлений об образовании является антинародным в буквальном смысле слова.
Продолжение следует...
Читать полностью:
Главные результаты всероссийского опроса общественного мнения по проблемам образования (продолжение)
*** Тема анонсирована в конференции "Образование детей"
17.07.2015 23:51:15, Trotter