Такую задачу ставит перед школами Рособрнадзор, обязывая их заменить образование натаскиванием на ЕГЭ.
Глава Рособрнадзора С.Кравцов объявил о разработке и внедрении комплекса методических материалов для подготовки к ЕГЭ учащихся, которые «по субъективным и объективным причинам» не справляются с этим в рамках текущего учебного процесса (см. [ссылка-1]). Такая мера поможет детям готовиться к ЕГЭ в школе без привлечения репетиторов. Весь комплекс (по всем егэшным дисциплинам) будет стоить всего 600 рублей (следовательно, будет дотирован из бюджета) и окажется доступным «малообеспеченным семьям».
Такая вот радостная информация для детей и родителей.
А теперь давайте посмотрим, что за ней стоит.
Сам факт появления каких-то новых методичек для подготовки к ЕГЭ — не сенсация, а пустой, звенящий ноль. Подобной продукцией завалены книжные магазины, переполнен интернет (сегодня там чего-то иного по школьному образованию не найти), так что совершить какую-либо революцию в этой области невозможно. В предложении Кравцова речь идет о другом. Нынешние программы одиннадцатого класса практически по всем предметам весьма слабо связаны с содержанием соответствующих ЕГЭ. Как следствие, дети вынуждены готовиться к этим экзаменам вне школы. Исключение составляет русский язык, изучение которого заканчивается в 9 классе, и последующие два года на уроках русского просто натаскивают на ЕГЭ. По сути, Рособрнадзор предлагает перевести в такой режим изучение всех дисциплин. Обозначенная выше печатная продукция (весьма убогая по качеству — иной у них не бывает) придет в школы как новый комплекс учебников и методик для выпускного класса, как «руководство к действию».
И можно не сомневаться: учителя в значительной части эту новацию примут. Дело не хитрое: дал тестик по методичке — сверил ответы. Вот и весь «учебный процесс». И родители будут довольны: теперь их дети в школе станут к ЕГЭ готовиться, а не штаны просиживать.
Однако в этой радужной картине есть неприятные моменты. Дело в том, что ЕГЭ по русскому обязателен для всех, а по физике, химии, литературе и т. д. — нет. Экзамены по этим дисциплинам сдают ПО ЖЕЛАНИЮ от 5 до 60% выпускников в зависимости от предмета. Скажем, химия в таком качестве интересует в среднем двух учеников в классе. И если на уроках химии станут тупо натаскивать на ЕГЭ, то что там будут делать остальные? Какими мотивами вы заставите их — не учиться, а просто присутствовать на этих уроках? Ведь у каждого СВОИ ЕГЭ, и их всего 3-4, включая русский и математику. В каком положении окажутся добросовестные учителя, которые привыкли преподавать свою дисциплину всем и в полном объеме? Это удар по ним, по тем лучшим, которые до сих пор учат предмету, а не «сдавать ЕГЭ». И ведь речь идет не только о выпускном 11 классе. Ибо если так в 11-м, то точно так же скоро будет и в 10-м. И далее вниз по всей цепочке вплоть до начала изучения дисциплины.
И тут, как следствие, вылезает схема раннего раздельного обучения. Не классы, а группы по интересам, в которых с пятого класса целенаправленно натаскивают на конкретный ЕГЭ и ничего кроме. Технически в укрупненной московской школе это реализуемо, но как быть с остальной Россией? Похоже, у минобровских чиновников в головах одна Москва, «кругом Москва».
На уроках физики, истории, литературы, биологии надо учить детей предмету, поднимать их общую культуру, а не готовить к тестовым вступительным экзаменам в вуз. Это совершенно разные вещи уже хотя бы потому, что такие конкретные экзамены подавляющему большинству просто не нужны, никак не нужны. Своим предложением Рособрнадзор фактически объявил, что целью и смыслом обучения в школе стало не формирование базовой культуры народа, а баллы ЕГЭ. Хотя изначально о ЕГЭ говорили как о едином индикаторе состояния школьного образования. И вот этот "индикатор" окончательно превращается в цель и смысл.
Нам много лет твердили, что для хороших результатов ЕГЭ достаточно хороших знаний школьной программы и ничего более. Похоже, что больше твердить не будут. Потому что, во-первых, для ЕГЭ «хорошо» - это мало, там многим нужно «очень хорошо» и «отлично», ибо это конкурсный экзамен в вуз. А во-вторых, репетиторы решают проблему результатов ЕГЭ куда как проще и короче. Теперь их технологии натаскивания официально внедряют в школу, а учебные программы при этом «пойдут побоку». И все это у нас продолжают называть образованием.
Школу необходимо незамедлительно отделить от ЕГЭ. Восстановить обязательные выпускные экзамены, а вступительные ЕГЭ вынести за рамки среднего образования — см. [ссылка-2]
Нынешний единый экзамен добивает наше образование, хотя реляции Минобра переполнены оптимизмом. На форуме «Территория смыслов» в июле сего года представителю министерства был задан вопрос об итогах ЕГЭ-2015. Он ответил кратко: «Врать я вам не хочу, а правды сказать не могу». Там, в узком кругу президентского форума, он врать побоялся.
Врать же всему народу — привычное дело.
Источник:
Добить национальную образовательную традицию
*** Тема анонсирована в конференции "Образование детей"
31.08.2015 16:24:52, Trotter