Дифференциация содержания
*** Тема анонсирована в конференции "Образование детей"
Закон «Об образовании в Российской Федерации» в действии – тот самый закон, который коммерциализировал сферу образования и проложил дорогу к реформам. Что на этот раз? Приказом Минобрнауки России скорректирован Порядок организации деятельности по образовательным программам – в него внесено положение о дифференциации содержания (профильное обучение) (п.10.1)[ссылка-1] : «10.1. Организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение)».
Казалось бы, в профильном обучении нет ничего страшного – даже в советское время существовали профильные школы, а в постсоветское время практически во всех школах введено разделение старших классов по профилю (гуманитарный, математический, естественные науки и т.д.). Однако в советское время при профильном обучении программы по непрофильным предметам не упрощались, а в постсоветское время еще существовали единые требования к содержанию общей программы в начальной и основной школе – если детям и приходилось выбирать профиль, то только после получения основного образования (с 9 класса).
В настоящее время в Федеральных государственных образовательных стандартах отсутствует конкретное содержание по учебным предметам [ссылка-2] , а значит существует возможность осуществлять «дифференциацию содержания» за счет общеобразовательных предметов (уменьшая их содержание). При этом действующий закон «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что дифференциация содержания (п. 4 ст. 66 [ссылка-3] ) возможна аж на начальном уровне образования, т.е. с первого класса. Так что хоть в Порядке не уточнено, в каких классах можно вводить профильное обучение, в соответствии с законом это можно сделать на любом уровне школьного образования.
О вреде раннего профильного обучения мы уже писали [ссылка-4] , когда проект данного приказа выносился на обсуждение. Ранняя специализация несет ущерб целостному всестороннему развитию ребенка, не позволяет ему естественно формировать свои интересы после выбора «профессии». Врачи отмечают [ссылка-5] , что дети с ранней школьной специализацией, обучавшиеся в начальных классах с творческим уклоном, достоверно чаще имели вредные привычки, были подвержены конфликтным ситуациям, мало активны в общении; они в 1,6 раза чаще страдали нарушениями костно-мышечной системы и органов дыхания, чем дети из обычных классов. Дети из классов с повышенной физической нагрузкой реже успевали в школьном процессе, были более невнимательны на уроке, затруднялись при изложении материала, имели завышенную самооценку; они в 1,3 раза чаще приобретали поражения центральной нервной системы, ЛОР органов, зрения и почек, чем дети, обучавшиеся по традиционной программе. Психологи утверждают [ссылка-6] , что ранняя специализация существенно снижает возможности выявления способностей у детей и сказывается на функционировании мозга – мозг ребенка функционирует хуже, чем мог бы без специализации.
Возможность появления раннего профильного обучения в школах – реальная опасность, вытекающая из корректировки Порядка организации деятельности по общеобразовательным программам. Существуют организации дополнительного образования для выявления и развития способностей детей, в школах можно организовать получение дополнительного образования (без затрагивания общеобразовательной программы) – такое дополнительное образование можно в любое время прекратить или сменить, если это повлечет ухудшение здоровья ребенка или смену его интересов. Призываем родителей с осторожностью подходить к выбору обучения ребенка с дифференциацией содержания на ранних этапах образования – такое обучение может сломать ему жизнь.
Ольга Горянина, РВС